— Риски, которые характерны для непубличных компаний, или четыре типа «шизоидности»
— Непубличные компании — это компании с концентрированным владением, т.е. компании с собственником либо партнерские компании, в которых ни у кого из партнеров нет контрольного пакета. Перечисленные риски нехарактерны для компаний с распыленным владением, поэтому в классическом корпоративном управлении вы их не встретите. Один из участников моих тренингов в шутку назвал их «четыре типа шизоидности», и это закрепилось, хотя к психологическому термину «шизоидность» это не имеет отношения. Если слово режет глаз или ухо, то можно использовать слова «раздвоенность», «амбивалентность».
Каждому из типов соответствует два риска: более краткосрочный — с точки зрения управленческой преемственности, и более долгосрочный — с точки зрения владельческой преемственности.
1. Собственник и менеджер в одном лице — очень часто встречающаяся ситуация. В краткосрочной перспективе с т.з. управленческой преемственности здесь возникает «кризис подотчетности», то есть первое лицо никогда никому не подотчетно. Та ситуация, когда всегда будут виноваты «глаза», «уши», «руки», «ноги», но не «голова».
С точки зрения владельческой преемственности есть риск шока от внезапной потери владельца-лидера и управленца, например, в случае, если он неудачно заболеет ковидом или случится что-то подобное. С большой вероятностью почти сразу можно будет закрывать определённое количество рабочих мест, которые он создал.
2. Ситуация, когда собственник и менеджер разделили роли и сбылась мечта собственника «отойти от операционки». Но выясняется, что есть проблема: кризис перехода от единоличного к «экипажному» способу управления. Представьте себе автомобиль. Когда ты один водитель и все приборы перед тобой — это одно, но как только ты решил стать «штурманом» и сел в кресло рядом с водителем, то тогда вам нужно уже быть экипажем, научиться коммуницировать, взаимодействовать, что у многих не получается. Поэтому достаточно часто собственники после этого возвращаются в управление бизнесом.
Что касается долгосрочного риска, то это кризис лидерства, расхождения по ценностям между владельцем и наемным менеджером, что может негативно отразиться на корпоративной культуре, на поведении сотрудников.
3. Партнерский бизнес. Здесь риск — это когда: «У нас партнером полное взаимопонимание, только небольшие расхождения по миссии». Это часто встречающаяся ситуация в партнерствах и это стресс для компании в долгосрочном плане.
С долгосрочной точки зрения проблема в вопросе — будут ли дети партнеров работать друг с другом как партнеры в следующем поколении? Если их специально не готовить, то вряд ли. Это значит, что многие партнерства в долгосрочной перспективе будут «разводиться», чтобы решать судьбу своих активов внутри семьи.
4. Родовой бизнес — это тоже целая история. С точки зрения управленческой преемственности преемникам придется доказывать свое лидерство топ-менеджерской команде, сформированной владельцем. Я об этом отдельную историю расскажу.
А с долгосрочной точки зрения надо будет обеспечить вовлеченность детей в бизнес. Дело в том, что у родителей есть накопленный капитал, зато у детей есть время, которое работает на них, на следующее поколение. Если родители хотят, чтобы дети инвестировали свое время в их бизнес, надо вести себя как «подотчетные лидеры», а не как диктаторы, угрожающие лишением детей наследства. Соответственно, надо сделать так, чтобы детям этот бизнес был нужен. Многие дети, получившие хорошее образование, не видят себя в родительском бизнесе, у них есть более интересные карьерные возможности за рубежом.