В любом случае бизнес рано или поздно получает нового Собственника. Так кто же решает его судьбу? Нынешний Собственник или будущий? Можно сказать, что судьба бизнеса больше зависит от Наследника (Преемника), ведь что бы ни решил текущий Собственник, Наследник, став Собственником, может принять любое другое решение. Но это не поможет ответить на вопрос «кто решает судьбу бизнеса», ведь будущий Собственник тоже не вечен. Если однажды и он передаст бизнес по наследству, то окончательное решение, касающееся судьбы бизнеса будет не за ним, а за следующим Собственником. Такие рассуждения неизменно приводят нас к выводу, что если бизнес передается из поколения в поколение, то его истинным владельцем является Род (Династия)
[1]. Однако род не обладает самостью, субъектностью, как человек. Отсюда возникает ряд новых вопросов о том, как род должен управлять бизнесом или хотя бы влиять на это. Ответы на эти вопросы должны появляться на стыке Family Governance и Corporate Governance.
Очевидно, что эти ответы должны искать живые представители рода — Собственник и его потенциальные Наследники. Они могут принять любое решение, касающееся судьбы бизнеса. Предположим, они решили бизнес развивать, а не, например, готовить к продаже. В таком случае Нынешний Собственник должен понимать, что он должен привлекать Будущего Собственника к решению вопросов развития бизнеса как можно скорее, чтобы он успел освоить бизнес до момента выхода из бизнеса текущего собственника. Для развития бизнеса необходимо новое Видение его перспективы. Кто его выработает? Основатель? А кто будет реализовывать? Очевидно, что не Основатель, а Преемник. Верим ли мы, что Видение Основателя будет реализовано Преемником, если Преемник не участвовал в формировании Видения перспективы? Лично я не верю. Отсюда вывод: выработка видения бизнеса должно стать совместным делом Собственника и Преемника (Наследника), как и вопрос владельческой преемственности.
Если после основателя бизнесом будет владеть Наследник, то нужно воспитывать его как нового владельца. Если бизнес будет продаваться, то нужно готовить его к продаже, делая привлекательным для покупателя. В первом случае бизнес превратится в родовой, во втором — станет товаром.
Я вижу 4 пути выхода из бизнеса (не утверждаю, что нет других):
1. Превратить компанию в биржевую корпорацию c четким разделением владения и управления и постепенно распыляемым владением. В этом случае управление компанией передается совету директоров и менеджменту, а за владельцами остается только контроль и решение «кадрового вопроса» о назначении совета директоров и менеджмента.
2. Продать компанию целиком или частями. Возможно, что и в этом случае потребуется выводить компанию на биржу.
3. Передать компанию по наследству (сделать бизнес родовым), если есть наследник, готовый заниматься бизнесом).
4. Передать активы на благотворительность и, тем самым, на внешнее управление.
Любой из вариантов владельческой преемственности требует отделимости бизнеса от Собственника. Отделимость невозможна без корпоративного управления. Для реализации каждого из этих вариантов компания должна быть
отделима от Собственника (отчуждаема). Она должна быть самостоятельной, как взрослый ребенок. Вопрос в том, хочет ли этого Собственник. Растит ли он компанию так, чтобы она была отделима от него? Готовится ли он к выходу из бизнеса, не делая вид, что будет жить вечно, а вопросы преемственности его не касаются? Если Собственник управляет компанией в качестве Менеджера и не готовится к передаче управления и владения бизнесом, то ответ на этот вопрос — нет, не растит. Такой Собственник не готовится к выходу из бизнеса и ведет себя так, будто хочет, чтобы его бизнес «умер» вместе с ним. Хотя, конечно, за редким исключением, Собственники этого не хотят. В какой-то момент приходит осознание принципиального несоответствия между намерением и собственным поведением. Хорошо, если этот момент осознания наступает не слишком поздно, тогда, когда есть время для подготовки компании к управленческой и владельческой преемственности. Для этого потребуется 3-5 лет целенаправленной работы.
[1] В данном контексте это синонимы