Только Corporate Governance позволяет преодолеть три ключевых риска, три проблемы, с которыми сталкиваются так или иначе все компании, занимающиеся бизнесом.
Первая проблема связана с балансировкой взаимодействия топ-менеджерской команды и собственника. Ее еще называют агентской проблемой.
В теории все выглядит гладко: вы, топ-менеджеры, заботитесь о нашем бизнесе, обеспечиваете поставленные бизнес-цели и финансовые результаты. А мы, собственники, контролируем вас, поощряем с помощью KPI, принимаем самые важные решения, которые не можем вам делегировать, и получаем дивиденды.
Жизнь – сложнее. Как только собственник начинает отходить от оперативного управлении, топ-менеджер становится самым информированным человеком в компании. И ничто не мешает ему этой информированностью злоупотребить. Либо собственник сам начинает опасаться злоупотреблений по поводу и без.
Поэтому собственникам очень важно учиться слышать топ-менеджеров как партнеров, выстраивать с ними взаимоуважительный диалог, предоставлять им свободу действий, возможность проявить свои управленческие таланты.
Игнорируя интересы топ-менеджера, собственник провоцирует разрушительные конфликты в компании. И в один ненастный день топ-менеджер не просто хлопнет дверью, а уведет к конкуренту ваших клиентов либо сам создаст конкурирующий бизнес. А если даже останется, то будет думать не про то, как компанию развивать, а как выполнив бюджет получить годовой бонус. Примеров в белорусском бизнесе много.
Вторая проблема связана с балансировкой взаимоотношений мажоритарных и миноритарных акционеров (по сути, проблема защиты интересов миноритариев)
Как только собственник, тот же абсолютный игрок, допускает к управлению пару-тройку миноритариев, эти миноритарии сразу осознают простую вещь: они никак не защищены от произвола мажоритарного собственника. Ведь на общем собрании акционеров голосуют долями.
Поэтому объективно любой миноритарий заинтересован в том, чтобы в компании было внедрено корпоративное управление. Ведь на Совете директоров голосуют не долями, а отдельно взятыми голосами профессиональных директоров. Здесь тот, у кого больше всех акций, может оказаться в меньшинстве, если не сможет убедить коллег в правильности своего предложения.
Если абсолютный игрок отказывается создавать Совет директоров, тем самым он девальвирует полезное участие миноритариев в делах компании. Они либо перестанут генерировать идеи, которые все равно не принимаются, либо проголосуют ногами. И это порой наносит развитию и репутации компании не меньший вред, чем уход топ-менеджера.
Третья проблема связана с балансировкой интересов стейкхолдеров – ключевых клиентов, поставщиков, органов местной власти и т.д., влияющих на компанию и заинтересованных в результатах ее работы.
Если отношения со стейкхолдерами не обсуждаются в интересах компании, то они могут быть использованы в личных интересах отдельных менеджеров или акционеров. Порой доходит до взяток, откатов при закупках оборудования, сырья, при продаже собственной продукции или прямого воровства.
Кроме того, компания может упустить реальный шанс закрепиться на перспективном рынке, получить инвестиции на выгодных условиях, доступ к современным технологиям и методам управления. Ведь сегодня одно из ключевых требований европейского бизнеса к потенциальным партнерам – внедрение в компании экологического, социального и корпоративного управления (Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG).
Конечно, вы вправе рассказать западному партнеру, что ваш собственник – абсолютный игрок, заслуживший право поступать, как ему вздумается. И вообще, белорусский бизнес еще молод, он еще не заработал столько денег, чтобы заботиться о здоровье природной, социальной и корпоративной среды.
Конечно, вежливые западные партнеры покивают и поулыбаются: "Хорошо, тогда давайте мы с вами по-другому будем взаимодействовать. А может, даже и не будем взаимодействовать".