SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

САМИ ИЛИ С КОНСУЛЬТАНТОМ? ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

13/10/2020
Для постановки КУ зачастую необходимо привлекать Консультанта (консультационную компанию). Я говорю это не потому, что я Консультант, а потому что наблюдал, что без помощи Консультантов внедрение системы КУ либо подвисает надолго, либо внедряется так, что не может работать, и это приводит к дискредитации системы КУ как таковой.
Причину этих трудностей вижу в том, что без консультационной помощи Собственник и Менеджер с большой вероятностью попадут в тупик агентской проблемы. Это коварная проблема, не имеющая конечного решения, но ситуативные решения в результате переговоров вполне реальны и достижимы, если для их поиска привлечь посредника, в роли которого может выступить Консультант.
Сроки важнее стоимости
Внедрение системы Корпоративного управления «с нуля» при помощи приглашённого Консультанта занимает 1,5-2 года. По крайней мере, мы уже много лет ориентируем клиентов на этот срок. В работе с КУ срок даже важнее, чем трудоёмкость и бюджеты. Можно внедрять КУ даже в небольших компаниях на вполне доступных условиях, но сроки сократить вряд ли удастся. Мы никогда не берём на себя обязательств «срочно» за несколько месяцев внедрить систему КУ. И понятно почему. По двум основаниям, о которых я вскользь упоминал ранее.

1. Первое связано с «турнирными правилами» и «корпоративной привычкой». Мы считаем эту систему внедрённой после того, как она превратилась в корпоративную привычку и «турнирные правила» заработали в полной мере. Привычка, в т.ч. и корпоративная, вырабатывается после 20 повторений. Если ритмика плановой работы внедряемых коллегиальных органов составляет примерно 10 заседаний в год, то 20 заседаний укладываются в 2 года. Раньше «не родить».

2. Второе связано с необходимостью сопровождения Клиента для реализации хотя бы одного полного Бюджетно-Стратегического Цикла по новым правилам КУ. Первый год обычно уходит на активную нормотворческую работу, на формирование «правил игры», а второй – на «игру по правилам», на отработку «правил играния».

Если в Компании уже есть органы КУ и какая-то практика, то Консультант начинает работу с диагностики состояния КУ. Если органов КУ нет, то работа начинается с моделирования КУ для конкретной Компании и разработки Концепции.

4 этапа внедрения системы Корпоративного управления
Процесс постановки и развития системы КУ с участием Консультанта можно представить в виде 4 этапов.

Этап 1. Знакомство Компании с Корпоративным управлением

Проводится 2-дневная корпоративная стратегическая сессия. Участвуют либо только Владельцы, либо они приглашают и представителей Топ-менеджмента.

Цель: прояснение необходимости КУ для Компании и Владельцев, принятие решения о его постановке и выработки общего языка между Владельцами, Топ-менеджментом и Консультантом.

Результат: Проект Концепции КУ, формирование совместной рабочей группы (СРГ), выбор Председателя и Координатора СРГ, примерный план работы.

Этап 2. Постановка системы Корпоративного управления

Задачи:

1. Формирование коллегиальных органов (если их не было ранее).

2. Планирование их работы.

3. Назначение и подготовка Корпоративного Секретаря.

4. Утверждение пакета документов, необходимых для запуска системы.

5. Выработка базовых навыков взаимодействия между органами КУ.

Результаты:

1. Работающие Коллегиальные органы, способные работать и без Консультанта.

2. Базовый пакет документов, регламентирующих работу КУ.

3. План дальнейшего совершенствования КУ в Компании.

Роль Консультанта:

1. Сопровождение внедрения, в т. ч. корректировка ТЗ по документам, предоставление шаблонов, участие в обсуждениях. Обучение персонала после утверждения документов.

2. «Тонкая настройка» методом «включённого консультирования», в том числе через членство в Коллегиальных Органах или их Комитетах.

3. Наставничество для Корпоративного секретаря.

Срок: 1 год.

Этап 3. Сопровождение работы системы Корпоративного управления

Задачи:

1. Формирование корпоративной привычки работы в рамках системы КУ, в т. ч. в рамках Бюджетно-Стратегического Цикла.

2. Повышение эффективности владения и управления бизнесом (независимо от планов привлечения инвестиций и IPO).

Результаты:
 освоение членами органов КУ новых правил в реальной жизни.

1. Решения по всем стадиям Бюджетно-Стратегического Цикла приняты в соответствии с правилами системы КУ.

2. Налажена работа Комитетов при Коллегиальных органах и их взаимодействие друг с другом и со структурными подразделениями.

3. Проведена Оценка работы Коллегиальных органов.

4. Сформирован План преемственности и обучения членов органов управления.

5. Утверждена Дивидендная политика.

6. Сформирована/отлажена система вознаграждения членов коллегиальных органов.

7. Начата работа по формированию службы внутреннего аудита (СВА).

Роль Консультанта: 
сопровождение и поддержка деятельности органов КУ:

1. В рамках Бюджетно-Стратегического Цикла.

2. Наставничество по организации работы Комитетов.

3. Помощь в разработке Политик, необходимых для развития системы управления.

4. Участие в работе Коллегиальных органов и/или их Комитетов в качестве члена или эксперта.

Срок: 
1 год.

Этап 4. Развитие системы КУ. Лидерство

На этом этапе проводятся работы, необходимые для выведения КУ на передовой уровень, привлекательный для инвесторов и достаточный для получения рейтинга от рейтинговых агентств.

Задачи:

1. Инвестиционно-привлекательный уровень КУ.

2. Подготовка к публичности.

Результаты:

1. Работающая система владельческого контроля на базе СВА.

2. Набор документов и освоение процедур, связанных с отчётностью, раскрытием информации и защитой прав внешних инвесторов.

1. Информационная политика.

2. Взаимоотношения с инвесторами.

3. Получение рейтинга.

Роль Консультанта: участие в работе Коллегиальных органов или их Комитетов.

Срок:
 1 год.

В процессе внедрения КУ неизбежно возникают трудности, сопротивление. Часть их можно предупредить качественной подготовкой постановки КУ, часть — требует устранения после выявления. Проблемы чаще всего возникают в следующих случаях:

1. Собственник поручает внедрение КУ специалистам, а сам устраняется из процесса.

2. Собственник недостаточно внимания уделяет разработке Концепции КУ, слишком рано погружаясь в детали.

3. Одна из сторон (Собственник или Топ-менеджмент) перестаёт вести себя как заинтересованная сторона, занимая пассивную позицию: «Вам нужно, вы делайте, а я потом посмотрю, устраивает ли меня это».

4. Уверенность сторон (Владельцев и Топ-менеджмент) в том, что можно за один раз окончательно обо всём договориться. Попытка предусмотреть всё заранее приводит к тому, что гибкость приносится в жертву стабильности.

5. Отношение к работе Консультанта не как к совместному проекту, а как к поставке стандартного товара или услуги. Отказ от работы с Консультантом в рамках СРГ или отказ от его участия в Комитетах при Коллегиальных органах.

В какой момент можно «отпустить» Консультанта, поблагодарив его за услуги?
Критерий простой: план, предусмотренный Концепцией КУ, в т.ч. по разработке внутренних документов выполнен, а то, что осталось, уже может разрабатываться сотрудниками Компании совместно с членами Совета директоров.

Приличный Консультант не заинтересован вечно внедрять систему, поскольку он всё же работает на результат. Если в процессе работы возникли новые задачи для Консультанта, лучше решать их на базе отдельных договоров и не обязательно с тем же Консультантом.

Но и после запуска и успешного сопровождения в процессе «привыкания», рекомендуется время от времени привлекать Консультантов для внешней оценки системы Корпоративного управления и работы коллегиальных органов, а также для проведения стратегических сессий в рамках Бюджетно-Стратегического цикла.

Выводы
1. Не приглашайте Консультанта сразу. Пробуйте внедрить КУ на основе нашей книги «Время собственности» и других книг по КУ. Это позволит Вам ознакомиться с языком, в котором Вы сможете формулировать ТЗ для своих сотрудников и Консультанта, когда Вы примете решение пригласить его в проект.

2. Вы можете пройти обучение в нашей Школе Корпоративного управления и по итогам обучения подготовить свой проект Концепции внедрения корпоративного управления. В этом случае Вы сможете существенно снизить потребность в услугах Консультанта, обращаясь к нему лишь в ситуациях, в которых он даст Вам максимальную ценность.

3. Консультант не может ответить вместо Собственника на ключевые вопросы КУ, но может и должен объяснить варианты и последствия каждого принятого Собственником решения, как по отдельности, так и в совокупности.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263