Процесс постановки и развития системы КУ с участием Консультанта можно представить в виде 4 этапов.
Этап 1. Знакомство Компании с Корпоративным управлением
Проводится 2-дневная корпоративная стратегическая сессия. Участвуют либо только Владельцы, либо они приглашают и представителей Топ-менеджмента.
Цель: прояснение необходимости КУ для Компании и Владельцев, принятие решения о его постановке и выработки общего языка между Владельцами, Топ-менеджментом и Консультантом.
Результат: Проект Концепции КУ, формирование совместной рабочей группы (СРГ), выбор Председателя и Координатора СРГ, примерный план работы.
Этап 2. Постановка системы Корпоративного управления
Задачи:
1. Формирование коллегиальных органов (если их не было ранее).
2. Планирование их работы.
3. Назначение и подготовка Корпоративного Секретаря.
4. Утверждение пакета документов, необходимых для запуска системы.
5. Выработка базовых навыков взаимодействия между органами КУ.
Результаты:
1. Работающие Коллегиальные органы, способные работать и без Консультанта.
2. Базовый пакет документов, регламентирующих работу КУ.
3. План дальнейшего совершенствования КУ в Компании.
Роль Консультанта:
1. Сопровождение внедрения, в т. ч. корректировка ТЗ по документам, предоставление шаблонов, участие в обсуждениях. Обучение персонала после утверждения документов.
2. «Тонкая настройка» методом «включённого консультирования», в том числе через членство в Коллегиальных Органах или их Комитетах.
3. Наставничество для Корпоративного секретаря.
Срок: 1 год.
Этап 3. Сопровождение работы системы Корпоративного управления
Задачи:
1. Формирование корпоративной привычки работы в рамках системы КУ, в т. ч. в рамках Бюджетно-Стратегического Цикла.
2. Повышение эффективности владения и управления бизнесом (независимо от планов привлечения инвестиций и IPO).
Результаты: освоение членами органов КУ новых правил в реальной жизни.
1. Решения по всем стадиям Бюджетно-Стратегического Цикла приняты в соответствии с правилами системы КУ.
2. Налажена работа Комитетов при Коллегиальных органах и их взаимодействие друг с другом и со структурными подразделениями.
3. Проведена Оценка работы Коллегиальных органов.
4. Сформирован План преемственности и обучения членов органов управления.
5. Утверждена Дивидендная политика.
6. Сформирована/отлажена система вознаграждения членов коллегиальных органов.
7. Начата работа по формированию службы внутреннего аудита (СВА).
Роль Консультанта: сопровождение и поддержка деятельности органов КУ:
1. В рамках Бюджетно-Стратегического Цикла.
2. Наставничество по организации работы Комитетов.
3. Помощь в разработке Политик, необходимых для развития системы управления.
4. Участие в работе Коллегиальных органов и/или их Комитетов в качестве члена или эксперта.
Срок: 1 год.
Этап 4. Развитие системы КУ. Лидерство
На этом этапе проводятся работы, необходимые для выведения КУ на передовой уровень, привлекательный для инвесторов и достаточный для получения рейтинга от рейтинговых агентств.
Задачи:
1. Инвестиционно-привлекательный уровень КУ.
2. Подготовка к публичности.
Результаты:
1. Работающая система владельческого контроля на базе СВА.
2. Набор документов и освоение процедур, связанных с отчётностью, раскрытием информации и защитой прав внешних инвесторов.
1. Информационная политика.
2. Взаимоотношения с инвесторами.
3. Получение рейтинга.
Роль Консультанта: участие в работе Коллегиальных органов или их Комитетов.
Срок: 1 год.
В процессе внедрения КУ неизбежно возникают трудности, сопротивление. Часть их можно предупредить качественной подготовкой постановки КУ, часть — требует устранения после выявления. Проблемы чаще всего возникают в следующих случаях:
1. Собственник поручает внедрение КУ специалистам, а сам устраняется из процесса.
2. Собственник недостаточно внимания уделяет разработке Концепции КУ, слишком рано погружаясь в детали.
3. Одна из сторон (Собственник или Топ-менеджмент) перестаёт вести себя как заинтересованная сторона, занимая пассивную позицию: «Вам нужно, вы делайте, а я потом посмотрю, устраивает ли меня это».
4. Уверенность сторон (Владельцев и Топ-менеджмент) в том, что можно за один раз окончательно обо всём договориться. Попытка предусмотреть всё заранее приводит к тому, что гибкость приносится в жертву стабильности.
5. Отношение к работе Консультанта не как к совместному проекту, а как к поставке стандартного товара или услуги. Отказ от работы с Консультантом в рамках СРГ или отказ от его участия в Комитетах при Коллегиальных органах.