Каким образом «три кита», три ключевых направления работы Совета директоров отражаются на ежегодном Плане его работы? Попробуем ответить на такой вопрос: какое минимальное количество заседаний и по каким вопросам должен запланировать Совет директоров компании? Почему возникает вопрос о «минимуме», а не «максимуме» или «оптимуме»? Этот вопрос пришёл из практики и обусловлен двумя ограничениями: бюджетным и временным. У не очень крупных компаний не очень много денег для оплаты работы членов Совета.
У очень хороших специалистов, соглашающихся работать в Совете, обычно не очень много времени.
Обе стороны обычно интересуются «оптимальным» количеством заседаний Совета. Кодекс корпоративного управления РФ рекомендует проводить заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца, т.е. 6 раз в год.
Есть ещё и предел «сверху». Обычно мы с партнёрами по консультационной практике рекомендуем в частных компаниях планировать заседания не чаще 1 раза в месяц. Внеочередные – не в счёт. Общее соображение: если планировать заседания чаще, то эта ритмика будет приближаться к ритмике работы коллегиального исполнительного органа – Правления. Подробнее о ритмике различных коллегиальных органов мы поговорим при их сравнительном анализе далее в статьях, а также в новой будущей книге
"Время собственности".
Однако остаётся ещё неясным предел «снизу», поскольку клиенты всегда интересуются, нельзя ли уменьшить количество заседаний для целей экономии и не разводить «бюрократию».
В непубличных компаниях этот вопрос задают и Совладельцы, и Собственник, которые понимают, что пока не готовы формировать Совет директоров, но в то же время понимают, что нельзя делегировать этот вопрос менеджменту, и поэтому сами готовы принимать решения по вопросам «трёх китов» в формате Собраний участников.
Приведу собственные аргументы, позволяющие обосновать минимум 3-4 заседания в год. Эти аргументы могут быть отнесены как к публичным, так и к непубличным компаниям.
Аргументы базируются на понятии «бюджетно-стратегического цикла».