SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

«ТРИ КИТА» КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И «БЮДЖЕТНО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ»

23/09/2020
Каким образом «три кита», три ключевых направления работы Совета директоров отражаются на ежегодном Плане его работы?

Попробуем ответить на такой вопрос: какое минимальное количество заседаний и по каким вопросам должен запланировать Совет директоров компании?

Почему возникает вопрос о «минимуме», а не «максимуме» или «оптимуме»?

Этот вопрос пришёл из практики и обусловлен двумя ограничениями: бюджетным и временным.

У не очень крупных компаний не очень много денег для оплаты работы членов Совета.

У очень хороших специалистов, соглашающихся работать в Совете, обычно не очень много времени.

Обе стороны обычно интересуются «оптимальным» количеством заседаний Совета. Кодекс корпоративного управления РФ рекомендует проводить заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца, т.е. 6 раз в год.

Есть ещё и предел «сверху». Обычно мы с партнёрами по консультационной практике рекомендуем в частных компаниях планировать заседания не чаще 1 раза в месяц. Внеочередные – не в счёт. Общее соображение: если планировать заседания чаще, то эта ритмика будет приближаться к ритмике работы коллегиального исполнительного органа – Правления. Подробнее о ритмике различных коллегиальных органов мы поговорим при их сравнительном анализе далее в статьях, а также в новой будущей книге «Время собственности».

Однако остаётся ещё неясным предел «снизу», поскольку клиенты всегда интересуются, нельзя ли уменьшить количество заседаний для целей экономии и не разводить «бюрократию».

В непубличных компаниях этот вопрос задают и Совладельцы, и Собственник, которые понимают, что пока не готовы формировать Совет директоров, но в то же время понимают, что нельзя делегировать этот вопрос менеджменту, и поэтому сами готовы принимать решения по вопросам «трёх китов» в формате Собраний участников.

Приведу собственные аргументы, позволяющие обосновать минимум 3-4 заседания в год. Эти аргументы могут быть отнесены как к публичным, так и к непубличным компаниям.

Аргументы базируются на понятии «бюджетно-стратегического цикла».

«Бюджетно-стратегический цикл»
Это понятие не встречалось мне в литературе, но сама идея не является оригинальной. Много публикаций посвящено сопряжению цикла принятия стратегических решений и ежегодного бюджетного цикла, чтобы бюджеты формировались не только «от достигнутого», но и от «целевого». Но одним словосочетанием эта задача не названа, поэтому я предложил это название.

Идея очень проста. Если мы хотим, чтобы наши ежегодные бюджеты учитывали средне- и долгосрочные стратегические планы, нам следует обновлять наши стратегические планы не один раз в несколько лет, дождавшись окончания периода стратегического планирования, а ежегодно, просто со смещением по срокам планирования. При этом следует сохранять глубину планирования (по годам). Если стратегический план был разработан на 5 лет вперёд, то после обновления через год он должен быть нацелен не на оставшиеся 4 года, а на следующие 5 лет. Таким образом, мы каждый год уточняем стратегические планы и, благодаря этому, можем оценить инвестиционные потребности для их реализации в рамках ближайшего года. В таком случае эти потребности должны быть учтены в годовом бюджете на следующий год.

Чтобы состыковать инвестиционный бюджет с операционным, нам следует обновлять стратегию до того, как мы завершим процесс бюджетирования следующего года.

Если годовой бюджет на следующий год мы утверждаем в декабре, то обновлённую стратегию и инвестиционный бюджет мы должны утвердить примерно месяца за два до этого, в октябре. Как раз к этому времени будут известны итоги работы за 9 месяцев. Заодно можно рассмотреть и их, чтобы оценить вероятность исполнения бюджета текущего года.

Таким образом, мы определили два взаимосвязанных по логике и по времени заседания.

Дальнейшие действия логически вытекают из практики деятельности большинства корпораций. Весной, как обычно, готовится годовой отчёт, который далее утверждается на годовом общем собрании участников ООО или заседания Совета директоров АО, распределяется прибыль/убытки, в т.ч. принимается решение о дивидендах. Тогда же имеет смысл и принять решение о вознаграждении менеджменту. Если к тому моменту будут готовы итоги работы 1-го квартала, то можно оценить и их.

По итогам первого полугодия имеет смысл собраться ещё раз, чтобы оценить их, а также задать исходные данные для следующего цикла стратегического планирования, который будет происходить осенью. Но это заседание не жёстко обязательно.

Таким образом мы видим необходимость как минимум трёх заседаний Совета директоров в течение года, в которых задействуются все «три кита»: стратегия, отчётность, работа с командой, включая сам Совет директоров. На каждом из этих заседаний рассматривается как группа стратегических вопросов, так и группа контрольных вопросов.

Очевидно, что в этом минимальном плане не учтены некоторые важные вопросы, которые относятся к работе Совета, например, утверждение внутренних нормативных документов, одобрение сделок, но эти вопросы можно решать по мере необходимости, собираясь на внеочередные заседания или в заочном режиме.

Примерный план Совета директоров, ориентированный на этот цикл, представлен в таблице 1.

Таблица 1. План заседаний Совета директоров в контексте «бюджетно-стратегического цикла» компании.
Примерный период Обсуждаемый вопрос и принимаемые решения
1. Весна • Подведение итогов прошедшего года. Предварительное утверждение годового отчёта
• Подготовка к годовому Собранию
• Определение вознаграждения менеджменту. Избрание Совета директоров (при необходимости)
• Продление контрактов с менеджментом (при необходимости)
2. Лето (не обязательно) • Оценка исполнения 1-го полугодия
• Утверждение стратегических вводных для ежегодного обновления Стратегии
3. Осень • Оценка исполнения 9 месяцев, прогноз по году
• Утверждение обновления Стратегии на следующий период на базе стратегических вводных
• Формирование инвестиционного бюджета на основе Стратегии. Запрос на реинвестирование прибыли
4. Зима • Предварительные итоги года
• Предварительный расчёт вознаграждений менеджменту
• Утверждение Бюджета на следующий год
Можно ли для непубличной компании «сделать проще» и обеспечить этот цикл без формирования Совета директоров и других органов?

Нужно ли создавать и для чего создавать коллегиальный исполнительный орган – Правление?

Эти вопросы мы обсудим в следующих статьях.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263