ИГРОВАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ИГРЫ (ч.2)
Правила игры и правила «играния» можно различать как правила правомерности и правила целесообразности. Одни подсказывают как можно действовать, другие – как нужно действовать, чтобы эффективнее достичь цели. А турнирные правила не дают забыть, что нужно действовать регулярно.
Каковы аналогии этих типов правил в корпоративном управлении?
- Распределение компетенции между органами управления в уставе или в матрице распределения компетенции
- Положения об органах управления, содержащие описание процедур их формирования и работы
- Требования к содержанию Стратегий и Политике как документов (Техзадание на эти документы)
- Стратегия компании
- Политики, фиксирующие выбор решения в типичных ситуациях
- Так называемая «лучшая практика»
- Календарь корпоративных событий, фиксирующий Ритмичность работы коллегиальных органов и обеспечивающий регулярность
Задаёт ритмику. Пример Турнирных правил
Определяется распределением компетенций между органами в Уставе. Пример Правил игры
· Подготовка к годовому Собранию
· Определение вознаграждения менеджменту. Избрание Совета директоров (при необходимости)
· Продление контрактов с менеджментом (при необходимости)
· Утверждение дивидендов в соответствии с дивидендной политикой
· Определение вознаграждения менеджменту в соответствии с Политикой
· Утверждение стратегических вводных для ежегодного обновления Стратегии
· Стратегические вводные, например, верим в макроэкономические прогнозы или делаем консервативную поправку?
· Утверждение обновления Стратегии на следующий период на базе стратегических вводных
· Формирование инвестиционного бюджета на основе Стратегии. Запрос на реинвестирование прибыли
· Обновлённая Стратегия: продолжаем рост и захват рынка или «окапываемся» и наращиваем рентабельность?
· Формируем инвестиционный бюджет или формируем резервы?
· Предварительный расчёт вознаграждений менеджменту
· Утверждение Бюджета на следующий год
· Утверждение бюджета на основе оптимистического, пессимистического или промежуточного сценариев
Периодичность задаётся первым столбцом – календарём принятия определённых решений. Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях, определяются в соответствии с «правилами игры», т.е. компетенцией соответствующего органа. Конкретные решения по данным вопросам – это выбор из возможных вариантов, причём правило выбора тоже может быть зафиксировано в соответствующей Политике. Только если они работают вместе, в Компании работает система КУ.
Но стратегий может быть несколько. Стратегическое решение, на мой взгляд, должно быть связано с решением «драматической дилеммы». Драматической дилеммой я называю такую, в которой каждый из вариантов содержит плюсы и минусы и предпочтительный вариант не очевиден. Это выбор не между «быть белым и пушистым» или «быть чёрным и лохматым», а между «быть белым и лохматым» или «чёрным и пушистым». Стратегия – это документ, в котором уполномоченный орган фиксирует свой выбор в «драматической дилемме», делает свою ставку. После этого выбора становится ясным критерий определения приоритетов для других ситуаций выбора в процессе текущей деятельности. Примеры подобных выборов мы уже рассматривали, когда анализировали различие между масштабностью и эффективностью.
Другой пример. Совет директоров, в соответствии с «правилами игры», вправе определять уровень дивидендов, выплачиваемых акционерам. Каждый год совет директоров дискутирует несколько часов о том, сколько же дивидендов выплатить. Но можно один раз подискутировать и сформулировать Дивидендную политику, в которой определить критерии, когда выплачиваются дивиденды, правило определения размера дивидендов, возможность отступления от полученного значения в определённом диапазоне по решению совета. После этого решение о выплате дивидендов будет приниматься существенно скорее и эффективнее. Дивидендная политика – пример правила «играния», применённого Советом директоров.
Аналогичные рассуждения касаются политики вознаграждений топ-менеджмента, политики учёта и отчётности, внутреннего аудита и т.п.
Систему КУ можно считать внедрённой не тогда, когда в компании появились какие-то её элементы, а когда возникли аналоги всех трёх типов «правил».
Понимая это, вы можете легко проверить уровень развития системы КУ в своей компании.
Забегая вперед, скажу, что именно этим соображением объясняется рекомендуемый нами 2-летний срок консультационного проекта по внедрению системы КУ. Если под внедрением понимать корпоративную привычку, то для её появления должно быть совершено порядка 20 повторений. Если мы говорим о ритмичности работы совета директоров или органа, его заменяющего примерно раз в месяц (10 раз в год с учётом каникул), то для 20 повторений требуется 2 года. Первый год – фокус на подготовке и утверждении пакета документов, фиксирующих все «правила», а второй – сопровождение «игры» по этим правилам. Ещё одно соображение – исполнение годового Бюджетно-Стратегического Цикла, который должен быть пройден полностью. Один раз вместе с консультантом, второй раз – самостоятельно, под наблюдением.
Не удивлюсь, если большинство выберет первый вариант. Да, «в моменте» это так, но, с точки зрения системы КУ, должно быть наоборот.
Поясню. Я исхожу из того, что в управлении практически не бывает безошибочных решений. Просто ошибки проявляются спустя время. И автор решения имеет возможность извлечь уроки из ошибок. Перефразируя Стаса Янковского, можно сказать, что на чужих ошибках можно научиться только чужому делу[1]. В своём деле приходится совершать свои. Если ошибочное решение принял «правильный» орган, это значит, что он и проведёт «работу над ошибками», повысит свою компетентность.
Безошибочные решения, скорее, исключение, чем правило. Если такое решение принял «неправильный» орган, у него возникнет соблазн и впредь принимать решения «не по правилам игры». И лишь вопрос времени, когда он совершит ошибку. И тогда, спохватившись, «надлежащий» орган начнёт извлекать уроки из «чужих ошибок», что вряд ли его научит «своему делу». И для «ненадлежащего» органа этот урок будет бесполезен, поскольку это решение изначально не было в его компетенции и после ошибки тем более не будет в его компетенции.
Для корпоративного управления действует правило, описанное Джимом Коллинзом в его книге «От хорошего к великому»: «вначале – Кто, затем – Что». Вначале – какой «авторучкой» будет подписано решение, затем – содержание решения».
[1] Оригинальная цитата Стаса Янковского звучит так: «Исправляя свои ошибки, ты прокладываешь свой путь, исправляя чужие — идёшь по чужому».
Я с этим эффектом столкнулся на практике, когда менеджмент (Правление) подготовил замечательный и подробный проект Стратегии, в котором вполне комфортно себя чувствовал. Безусловно, это хороший документ, который будет реализовываться топ-менеджментом, поскольку содержал множество конкретных деталей. Однако, когда я спросил авторов, что именно в этом документе должно быть утверждено Советом директоров, который на это уполномочен уставом, менеджмент растерялся. Если утверждать всё, в т.ч. детальные планы, то у менеджмента не оставалось поля для маневра. И Совету директоров пришлось бы вникать в множество менее существенных деталей.
Вывод: Стратегия как документ, подготовленный менеджерами, должна содержать в себе раздел, подлежащий утверждению вышестоящим органом (Советом директоров), и рабочий раздел, который вправе изменять Правление.
То же самое замечание относится и к годовому бюджету. Не следует Советом директоров утверждать помесячную разбивку, достаточно остановиться на более крупной – например, поквартальной – оставляя менеджменту пространство для маневра.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!