Например, устав разрешает совету директоров утверждать Стратегию. Это правило игры.
Но стратегий может быть несколько. Стратегическое решение, на мой взгляд, должно быть связано с решением «драматической дилеммы». Драматической дилеммой я называю такую, в которой каждый из вариантов содержит плюсы и минусы и предпочтительный вариант не очевиден. Это выбор не между «быть белым и пушистым» или «быть чёрным и лохматым», а между «быть белым и лохматым» или «чёрным и пушистым». Стратегия – это документ, в котором уполномоченный орган фиксирует свой выбор в «драматической дилемме», делает свою ставку. После этого выбора становится ясным критерий определения приоритетов для других ситуаций выбора в процессе текущей деятельности. Примеры подобных выборов мы уже рассматривали, когда анализировали различие между
масштабностью и эффективностью.
Другой пример. Совет директоров, в соответствии с «правилами игры», вправе определять уровень дивидендов, выплачиваемых акционерам. Каждый год совет директоров дискутирует несколько часов о том, сколько же дивидендов выплатить. Но можно один раз подискутировать и сформулировать Дивидендную политику, в которой определить критерии, когда выплачиваются дивиденды, правило определения размера дивидендов, возможность отступления от полученного значения в определённом диапазоне по решению совета. После этого решение о выплате дивидендов будет приниматься существенно скорее и эффективнее. Дивидендная политика – пример правила «играния», применённого Советом директоров.
Аналогичные рассуждения касаются политики вознаграждений топ-менеджмента, политики учёта и отчётности, внутреннего аудита и т.п.
Систему КУ можно считать внедрённой не тогда, когда в компании появились какие-то её элементы, а когда возникли аналоги всех трёх типов «правил».
Понимая это, вы можете легко проверить уровень развития системы КУ в своей компании.
Забегая вперед, скажу, что именно этим соображением объясняется рекомендуемый нами 2-летний срок консультационного проекта по внедрению системы КУ. Если под внедрением понимать корпоративную привычку, то для её появления должно быть совершено порядка 20 повторений. Если мы говорим о ритмичности работы совета директоров или органа, его заменяющего примерно раз в месяц (10 раз в год с учётом каникул), то для 20 повторений требуется 2 года. Первый год – фокус на подготовке и утверждении пакета документов, фиксирующих все «правила», а второй – сопровождение «игры» по этим правилам. Ещё одно соображение – исполнение годового Бюджетно-Стратегического Цикла, который должен быть пройден полностью. Один раз вместе с консультантом, второй раз – самостоятельно, под наблюдением.