SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ИГРОВАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ИГРЫ (ч.2)

25/09/2020
Теперь разберёмся с термином «турнирные правила». Это правила, которые игру из эпизодического Развлечения превращают в Институт, в Привычку. Институт, который за счёт Регулярного выявления лучших достижений фактически обеспечивает непрерывное Развитие игры, создавая и накапливая лучшие достижения и выявляя «чемпионов» – лучших игроков. Футбол как игру изобрели англичане, но долгое время он оставался лишь «дворовым» развлечением. Футбол стал Футболом только после того, как он поставил на поток мировые чемпионаты с соответствующей системой промежуточного отбора. Аналогично с шахматами. Их изобрели в древности, но до появления мировых чемпионатов с ритмикой промежуточных турниров, они оставались забавой аристократии.

Правила игры и правила «играния» можно различать как правила правомерности и правила целесообразности. Одни подсказывают как можно действовать, другие – как нужно действовать, чтобы эффективнее достичь цели. А турнирные правила не дают забыть, что нужно действовать регулярно.

Каковы аналогии этих типов правил в корпоративном управлении?

Таблица 1. Типы правил в КУ

Тип правил

Корпоративное управление
Правила игры
  • Распределение компетенции между органами управления в уставе или в матрице распределения компетенции
  • Положения об органах управления, содержащие описание процедур их формирования и работы
  • Требования к содержанию Стратегий и Политике как документов (Техзадание на эти документы)
Правила «играния»
  • Стратегия компании
  • Политики, фиксирующие выбор решения в типичных ситуациях
  • Так называемая «лучшая практика»
Турнирные правила
  • Календарь корпоративных событий, фиксирующий Ритмичность работы коллегиальных органов и обеспечивающий регулярность
Вспомним табличку «бюджетно-стратегического» цикла компании из предыдущей статьи.
Таблица 2. План заседаний Совета директоров в контексте «бюджетно-стратегического цикла» компании
Период принятия решения.
Задаёт ритмику. Пример Турнирных правил
Обсуждаемый вопрос.
Определяется распределением компетенций между органами в Уставе. Пример Правил игры
Принятое решение. Определяется правилами принятия решений по соответствующим вопросам. Пример Правил «играния»
1. Весна
· Подведение итогов прошедшего года. Предварительное утверждение годового отчета

· Подготовка к годовому Собранию

· Определение вознаграждения менеджменту. Избрание Совета директоров (при необходимости)

· Продление контрактов с менеджментом (при необходимости)

· Оценка: «хорошо», «удовлетворительно» или «не удовлетворительно»

· Утверждение дивидендов в соответствии с дивидендной политикой

· Определение вознаграждения менеджменту в соответствии с Политикой

2. Лето (не обязательно)
· Оценка исполнения 1-го полугодия

· Утверждение стратегических вводных для ежегодного обновления Стратегии

· Оценка в соответствии с критериями оценки

· Стратегические вводные, например, верим в макроэкономические прогнозы или делаем консервативную поправку?

3. Осень
· Оценка исполнения 9 месяцев, прогноз по году

· Утверждение обновления Стратегии на следующий период на базе стратегических вводных

· Формирование инвестиционного бюджета на основе Стратегии. Запрос на реинвестирование прибыли

· Оценка в соответствии с критериями

· Обновлённая Стратегия: продолжаем рост и захват рынка или «окапываемся» и наращиваем рентабельность?

· Формируем инвестиционный бюджет или формируем резервы?

4. Зима
· Предварительные итоги года

· Предварительный расчёт вознаграждений менеджменту

· Утверждение Бюджета на следующий год

· Оценка в соответствии с критериями

· Утверждение бюджета на основе оптимистического, пессимистического или промежуточного сценариев

Если её дополнить столбцом «проект решения», то мы получим полную иллюстрацию всех «правил».

Периодичность задаётся первым столбцом – календарём принятия определённых решений. Вопросы, которые рассматриваются на заседаниях, определяются в соответствии с «правилами игры», т.е. компетенцией соответствующего органа. Конкретные решения по данным вопросам – это выбор из возможных вариантов, причём правило выбора тоже может быть зафиксировано в соответствующей Политике. Только если они работают вместе, в Компании работает система КУ.

Игра по всем правилам
Например, устав разрешает совету директоров утверждать Стратегию. Это правило игры.

Но стратегий может быть несколько. Стратегическое решение, на мой взгляд, должно быть связано с решением «драматической дилеммы». Драматической дилеммой я называю такую, в которой каждый из вариантов содержит плюсы и минусы и предпочтительный вариант не очевиден. Это выбор не между «быть белым и пушистым» или «быть чёрным и лохматым», а между «быть белым и лохматым» или «чёрным и пушистым». Стратегия – это документ, в котором уполномоченный орган фиксирует свой выбор в «драматической дилемме», делает свою ставку. После этого выбора становится ясным критерий определения приоритетов для других ситуаций выбора в процессе текущей деятельности. Примеры подобных выборов мы уже рассматривали, когда анализировали различие между масштабностью и эффективностью.

Другой пример. Совет директоров, в соответствии с «правилами игры», вправе определять уровень дивидендов, выплачиваемых акционерам. Каждый год совет директоров дискутирует несколько часов о том, сколько же дивидендов выплатить. Но можно один раз подискутировать и сформулировать Дивидендную политику, в которой определить критерии, когда выплачиваются дивиденды, правило определения размера дивидендов, возможность отступления от полученного значения в определённом диапазоне по решению совета. После этого решение о выплате дивидендов будет приниматься существенно скорее и эффективнее. Дивидендная политика – пример правила «играния», применённого Советом директоров.

Аналогичные рассуждения касаются политики вознаграждений топ-менеджмента, политики учёта и отчётности, внутреннего аудита и т.п.

Систему КУ можно считать внедрённой не тогда, когда в компании появились какие-то её элементы, а когда возникли аналоги всех трёх типов «правил».

Понимая это, вы можете легко проверить уровень развития системы КУ в своей компании.

Забегая вперед, скажу, что именно этим соображением объясняется рекомендуемый нами 2-летний срок консультационного проекта по внедрению системы КУ. Если под внедрением понимать корпоративную привычку, то для её появления должно быть совершено порядка 20 повторений. Если мы говорим о ритмичности работы совета директоров или органа, его заменяющего примерно раз в месяц (10 раз в год с учётом каникул), то для 20 повторений требуется 2 года. Первый год – фокус на подготовке и утверждении пакета документов, фиксирующих все «правила», а второй – сопровождение «игры» по этим правилам. Ещё одно соображение – исполнение годового Бюджетно-Стратегического Цикла, который должен быть пройден полностью. Один раз вместе с консультантом, второй раз – самостоятельно, под наблюдением.

Роль правил в КУ очень важна
Как вы считаете, что лучше: принять «правильное» решение «неправильным» (не уполномоченным) органом или «неправильное» (ошибочное) решение «правильным» органом?

Не удивлюсь, если большинство выберет первый вариант. Да, «в моменте» это так, но, с точки зрения системы КУ, должно быть наоборот.

Поясню. Я исхожу из того, что в управлении практически не бывает безошибочных решений. Просто ошибки проявляются спустя время. И автор решения имеет возможность извлечь уроки из ошибок. Перефразируя Стаса Янковского, можно сказать, что на чужих ошибках можно научиться только чужому делу[1]. В своём деле приходится совершать свои. Если ошибочное решение принял «правильный» орган, это значит, что он и проведёт «работу над ошибками», повысит свою компетентность.

Безошибочные решения, скорее, исключение, чем правило. Если такое решение принял «неправильный» орган, у него возникнет соблазн и впредь принимать решения «не по правилам игры». И лишь вопрос времени, когда он совершит ошибку. И тогда, спохватившись, «надлежащий» орган начнёт извлекать уроки из «чужих ошибок», что вряд ли его научит «своему делу». И для «ненадлежащего» органа этот урок будет бесполезен, поскольку это решение изначально не было в его компетенции и после ошибки тем более не будет в его компетенции.

Для корпоративного управления действует правило, описанное Джимом Коллинзом в его книге «От хорошего к великому»: «вначале – Кто, затем – Что». Вначале – какой «авторучкой» будет подписано решение, затем – содержание решения».

[1] Оригинальная цитата Стаса Янковского звучит так: «Исправляя свои ошибки, ты прокладываешь свой путь, исправляя чужие — идёшь по чужому».

С точки зрения системы КУ лучше принять неправильное (ошибочное) решение правильным (уполномоченным) органом, чем правильное решение – неправильным (неуполномоченным).
Это особенно важно для управляющих Собственников, владеющих несколькими «авторучками». Попробуйте посмотреть сквозь «авторучки» на проекты решений, которые вам готовит менеджмент. Вы удивитесь «смешению» норм. Он может содержать как принципы, которые следует утверждать Высшим органом управления, так и «формочки» и «шаблончики», которые должны быть легко изменяемыми решением ЕИО. Но «для экономии бумаги» и для «уменьшения бюрократии» все заталкивают в один документ, чтобы «два раза не вставать».

Я с этим эффектом столкнулся на практике, когда менеджмент (Правление) подготовил замечательный и подробный проект Стратегии, в котором вполне комфортно себя чувствовал. Безусловно, это хороший документ, который будет реализовываться топ-менеджментом, поскольку содержал множество конкретных деталей. Однако, когда я спросил авторов, что именно в этом документе должно быть утверждено Советом директоров, который на это уполномочен уставом, менеджмент растерялся. Если утверждать всё, в т.ч. детальные планы, то у менеджмента не оставалось поля для маневра. И Совету директоров пришлось бы вникать в множество менее существенных деталей.

Вывод: Стратегия как документ, подготовленный менеджерами, должна содержать в себе раздел, подлежащий утверждению вышестоящим органом (Советом директоров), и рабочий раздел, который вправе изменять Правление.

То же самое замечание относится и к годовому бюджету. Не следует Советом директоров утверждать помесячную разбивку, достаточно остановиться на более крупной – например, поквартальной – оставляя менеджменту пространство для маневра.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263