БАЛАНС МАСШТАБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
Для повышения масштабности Бизнес должен расти, для повышения эффективности — развиваться. Развитие обеспечивает возможность роста, а рост — ресурсную возможность для развития. Однако это разные понятия: под «ростом» мы понимаем количественные изменения (расширение штата, увеличение числа клиентов, повышение объёма продаж, продукции, объёма рынка, капитализации компании). Под «развитием» — качественные, структурные преобразования. С этой точки зрения «рост» связан с понятием «масштабность», а «развитие» — с понятием «эффективность».
В идеале правильное развитие позволит Компании существовать бесконечно долго, меняя Собственников, которые «бесконечно долго» жить не могут. Иными словами, если Собственник планирует передать Бизнес по наследству, продать его или отойти от управления, то развивать Компанию ему не просто можно, а необходимо.
Развивать Компанию не развивая себя в роли Собственника не получится. Если Компании требуется генеральный директор торговой сети, а Собственник мыслит как хозяин ларька, то он становится главным ограничителем роста и развития Бизнеса. Точно так же происходит в случае, когда Компанию уже нужно готовить к самостоятельной работе, а Собственник не готов ни с кем делить власть. Из-за этого ни один профессиональный Менеджер в Компанию не пойдёт или придёт, чтобы быстро уйти.
Чтобы уравновесить рост и развитие, Собственнику нужно ставить сбалансированные по масштабности и эффективности цели как в отношении Компании, так и в отношении себя. Попробуйте, используя таблицу 1, заполнить таблицу 2. Укажите в ячейках целевые показатели (по одному или сразу несколько) в отношении Бизнеса и самого себя как Собственника и срок, в течение которого вы планируете этих целей достичь (три, пять, десять лет или момент отхода от дел). Показатели могут противоречить друг другу, это нормально. Просто в таком случае придётся искать компромисс.
Бизнес | Владелец | |
---|---|---|
Масштабность | ? | ? |
Эффективность | ? | ? |
Пленум ВАС. 30.07.2013.
«При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т. п.).
Постановление № 62 от 30.07.2013 Пленума ВАС.
Обратите внимание, что в сугубо юридический текст включено вполне управленческое слово «стратегия».
Подробнее эта тема раскрыта в книге Д. И. Степанова и Ю. С. Михальчук «Ответственность директора перед корпорацией за причинённые ей убытки в судебной практике».
[1] См.: Пленум Высшего Арбитражного Суда, Постановление № 62 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица».
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!