Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ПРИНЦИП «БАЗАРООТВЕТСТВЕННОСТИ»

22/07/2020
Одним из возможных названий новой будущей книги «Время собственности» могло быть – «Базароответственность» или «Принцип «базароответственности».

Всё, что написано в книге, исходит из посыла, что Собственник бизнеса должен быть «базароответственным». Оговорюсь, что это «должен» – не закон природы и не закон бизнеса. Это – мое кредо, этакое нормативно-этическое суждение. С ним можно не соглашаться, и в таком случае большинство аргументов этой книги потеряют силу. В этом смысле книга адресована читателям, разделяющим кредо автора. Как уже было сказано ранее, «долженствование» не навязывается Собственнику извне. Оно – следствие его самоопределения.

Базовый принцип взаимодействия между людьми

Многие считают, что «базаротвественность» звучит слишком грубо, по-бандитски. Так и есть, и в этом я вижу преимущество данного понятия. Культура речи маскирует неприятную правду эвфемизмами, и делает это настолько хорошо, что мы почти перестали обращать внимание на самые серьёзные требования жизни в обществе.

Фраза «нужно отвечать за свои слова», которой мне обычно предлагают заменить «базароотвественность», звучит так мягко, что последствия нарушения этого базового принципа взаимодействия между людьми кажутся незначительными. Она успокаивает, если не сказать «убаюкивает», пока не становится слишком поздно начинать жить согласно этому принципу. Людям кажется, что они её произнесли и всё – свободны. Так и обойдётся словами о важности ответственности. В лучшем случае словосочетание «ответственность за свои слова» обозначает простую житейскую норму, для следования которой не требуется никакой доблести. Говоря языком специалистов по брендингу, «ответственность за свои слова» – это «гигиеническое», а не «конкурентное» качество.

Поэтому я умышленно использую жёсткое понятие родом из «лихих 1990-х», в течение которых мне приходилось работать с разными клиентами, и которые трактовали «базароответственность» как антипод «базаробезответственности». Российский бизнес начинался в 1990-х, и от этого факта бессмысленно прятаться за красивыми словами. Тем более что «братки», живущие «по понятиям», гораздо лучше справлялись с определениями, чем кабинетные профессора, поскольку от действий не по «понятиям» можно было много потерять.

Во-первых, слово «базароответственность» сложно забыть. Когда вы слышите, что «нужно отвечать за базар», вы относитесь к этому серьёзно и начинаете тщательнее обдумывать слова, чтобы не давать пустых обещаний.

Во-вторых, вы понимаете, что быть «базаробезответственным» чревато: страдает репутация, понижается «топопривлекательность», в итоге уменьшается прибыль и стоимость бизнеса. Это понятие приземляет.

В-третьих, вы осознаёте, что это сложно. Слово «базароответственность» подсказывает, что это не простая норма поведения, как чистить зубы по утрам, а норма труднодостижимая, норма-вызов. В таком поведении есть доблесть, оно даёт конкурентное преимущество, и потому стоит быть «базароответственным».

Правила «базароответственности»:

1. Не говори, что думаешь, а думай, что говоришь.

2. Вначале скажи, что сделаешь, затем сделай то, что сказал.

Сначала сделать, а потом, если всё получится, рассказать – это несложно, в таком поведении нет доблести. Но Лидер ведёт за собой, поэтому сначала должен говорить, а потом делать.

3. Отчитайся о сделанном: оцени и вынеси уроки из ошибок.

Поскольку понятие «базароответственности» (БО) противоположно «базаробезответственности» (ББО), когда человек «не отвечает за базар», то следует сначала разобраться со вторым понятием. Такое поведение считается предосудительным не только среди «братков», оно неприемлемо в любой среде. Обещания «человека, не отвечающего за свои слова» многие назовут «базаром» даже без мыслей о «братках». Типичная фраза «развели тут базар» как раз означает «пустой бессмысленный трёп». Он бессмысленный, потому что за ним не последуют действия, и каждому участнику разговора или наблюдателю это очевидно. Я не нашёл более точного понятия, чем «базар», которое столь же точно передавало эмоциональное отношение к поведению человека, не отвечающему за свои слова.

Достаточно выполнять первое правило «базароответственности», чтобы прослыть человеком, «отвечающим за свои слова». Это довольно просто: ничего не обещайте, не придётся нарушать слово. Никакого риска. Но и никакой доблести. Поэтому в игре в бильярд большее впечатление производит игрок, который заранее называет целевую лузу и шар, который в неё попадёт. Только человек, который помимо первого также выполняет второе правило, воспринимается как тот, кто управляет будущим. Однако важно соблюдать все три правила одновременно.

«В начале было слово»

На одном тренинге мы с участниками обсуждали это понятие, и кто-то в качестве примера «базароответственности» привёл акт сотворения мира. Причём с опорой на библейский текст.

Как вы знаете из Евангелия от Иоанна, «в начале было слово». И слово было у Бога. И слово было Бог, но это слово Бог не произносил. Когда Бог произносит первые слова? Обратимся к первым строкам Ветхого Завета:


В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.


Здесь Бог совершил три творения: вначале сотворил небо и землю, не произнося ни слова, затем произнёс слова: «да будет свет», и стал свет. После чего возникла первая оценка со стороны Бога: «и увидел Бог свет, что он хорош…».

Возникает несколько вопросов.

Почему первые дела Бог совершал без использования слов и почему не оценивал результат? Кому Бог сказал «да будет свет», если кроме него никого ещё не существовало? И что именно хорошо? Хорош ли Результат (свет) сам по себе либо то, что он соответствует Слову или Замыслу, выраженному Словом?

Думаю, что если бы сам по себе Результат был хорош, то не требовалось бы заранее произносить слова «да будет свет». Да и в отношении сотворённых ранее неба и земли была бы дана оценка, что они тоже хороши.

В любом случае приходится признать, что высказывание (отделение от себя) Замысла в Слове было обязательно для акта творения. Бог не оценивал по отдельности ни Замысел, ни Слово и не говорил, что Слово хорошо. Он оценил как хорошее своё творение, соответствующее Замыслу и Слову. Все три действия (Замысел, Слово, Создание) в этом случае соответствуют друг другу. Думаешь, что говоришь. Делаешь то, что сказал. Отчитываешься о сделанном. Только всё вместе, иначе не быть вам «базароответственным» человеком.


Гимном «базароответственности», ответственности перед Законом, выраженном в словах, я считаю оду «Вольность» Александра Пушкина:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтари

Не верные для вас ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.


Автор закона должен первым «склонить голову» перед ним.

Почему Собственнику бизнеса так важно быть «базароответственным»?

Потому что от этого зависит тип власти и контроля, которые он установит в своём бизнесе, что в свою очередь скажется на его «топопривлекательности».

Бизнес создают Собственники, слову которых поверили, и губят Собственники, к слову которых доверие утрачено.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ