Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

БАЛАНС МАСШТАБНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

20/08/2020
Для повышения масштабности нужна высокая доходность, которую обеспечивает эффективный Бизнес. Однако и тут не всё просто: эффективный Бизнес способен повысить доходность в два раза, но не на порядок, к тому же эффективным Бизнесом может быть и продуктовый ларёк, расположенный в удачном месте, который в количественных показателях даёт низкий доход. От чего же отказаться: от масштабности или эффективности? Очевидно, что не нужно ни от чего отказываться вынужденно, а лучше найти баланс между масштабностью и эффективностью как для Бизнеса, так и для Собственника (отдельно по ролям Предпринимателя или Капиталиста).

Для повышения масштабности Бизнес должен расти, для повышения эффективности — развиваться. Развитие обеспечивает возможность роста, а рост — ресурсную возможность для развития. Однако это разные понятия: под «ростом» мы понимаем количественные изменения (расширение штата, увеличение числа клиентов, повышение объёма продаж, продукции, объёма рынка, капитализации компании). Под «развитием» — качественные, структурные преобразования. С этой точки зрения «рост» связан с понятием «масштабность», а «развитие» — с понятием «эффективность».

Ставим сбалансированные цели

С ростом Компании усложняется управление, возникает потребность в качественных изменениях. Природа капитала требует его бесконечного роста, но бесконечно расти невозможно в силу естественных рыночных ограничений. Зато можно бесконечно развиваться, чтобы приспосабливаться к любой внешней и внутренней ситуации.

В идеале правильное развитие позволит Компании существовать бесконечно долго, меняя Собственников, которые «бесконечно долго» жить не могут. Иными словами, если Собственник планирует передать Бизнес по наследству, продать его или отойти от управления, то развивать Компанию ему не просто можно, а необходимо.

Развивать Компанию не развивая себя в роли Собственника не получится. Если Компании требуется генеральный директор торговой сети, а Собственник мыслит как хозяин ларька, то он становится главным ограничителем роста и развития Бизнеса. Точно так же происходит в случае, когда Компанию уже нужно готовить к самостоятельной работе, а Собственник не готов ни с кем делить власть. Из-за этого ни один профессиональный Менеджер в Компанию не пойдёт или придёт, чтобы быстро уйти.

Чтобы уравновесить рост и развитие, Собственнику нужно ставить сбалансированные по масштабности и эффективности цели как в отношении Компании, так и в отношении себя. Попробуйте, используя таблицу 1, заполнить таблицу 2. Укажите в ячейках целевые показатели (по одному или сразу несколько) в отношении Бизнеса и самого себя как Собственника и срок, в течение которого вы планируете этих целей достичь (три, пять, десять лет или момент отхода от дел). Показатели могут противоречить друг другу, это нормально. Просто в таком случае придётся искать компромисс.
Таблица 2. Цели бизнеса и Собственника
Когда в процессе консультирования или на тренингах я задаю Собственникам вопрос о целях на 3–5 лет, не расшифровывая их с помощью таблицы, они обычно ставят цели по масштабности и эффективности только в отношении своих Компаний, совершенно забывая о себе. Но поскольку интересы Собственников и Компаний могут противоречить друг другу, их цели нужно формулировать отдельно. Лучше всего это получается у тех, для кого Бизнес — не цель, а средство достижения целей.
Не нужно ни от чего отказываться вынужденно, а лучше найти баланс между масштабностью и эффективностью как для Бизнеса, так и для Собственника.
Существует точка зрения, будто у Компании нет и не может быть собственных целей, поскольку единственное её назначение — служить средством для достижения целей своих создателей (владельцев). Это дискуссионный вопрос. Я сам когда-то придерживался подобной позиции. Но практика работы в области корпоративного управления (КУ) в значительной мере имеет дело с балансом интересов разных участников системы КУ и сверкой их с «интересами компании». Корпоративное законодательство, тесно связанное с КУ, прямо требует как от должностных лиц компаний, так и от контролирующих владельцев действовать «добросовестно и разумно» в интересах Компании, а не в своих собственных. Судебная практика исходит из того, что интересы у юридических лиц есть и они должны фиксироваться в документах этого юрлица[1].



Пленум ВАС. 30.07.2013.

«При определении интересов юридического лица следует, в частности, учитывать, что основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ); также необходимо принимать во внимание соответствующие положения учредительных документов и решений органов юридического лица (например, об определении приоритетных направлений его деятельности, об утверждении стратегий и бизнес-планов и т. п.).

Постановление № 62 от 30.07.2013 Пленума ВАС.



Обратите внимание, что в сугубо юридический текст включено вполне управленческое слово «стратегия».

Подробнее эта тема раскрыта в книге Д. И. Степанова и Ю. С. Михальчук «Ответственность директора перед корпорацией за причинённые ей убытки в судебной практике».



[1] См.: Пленум Высшего Арбитражного Суда, Постановление № 62 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица».

Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ