Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОРПОРАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

15/10/2020
Сколько распылённых публичных компаний в России?

Желающие могут проанализировать структуру владения российских публичных акционерных обществ, акции которых торгуются на Московской бирже или за рубежом. Мне не удалось найти ни одной распылённой компании в России.

В частности, Газпром, который обычно приводят как пример крупной российской корпорации — не корпорация по Кларку, поскольку имеет Собственника в лице государства.

Собственники и Совладельцы российских публичных АО, включая государство, предпочитают концентрировать, а не распылять владение, чтобы сохранить контроль и возможность принятия стратегических решений. И даже не только стратегических, но и непосредственно участвовать в оперативном управлении.

Для таких Собственников, даже если они захотят выйти из бизнеса, продажа пакета на бирже не является разумным шагом, поскольку такая попытка приведёт к падению курса акций, не позволит получить «премию за контроль», да и займёт время. Для них более адекватным решением является сделка слияния/поглощения (М&A).
Публичные (открытые) компании — компании, ценные бумаги которых свободно обращаются на бирже.

Непубличные (закрытые) частные и партнёрские компании — компании, ценные бумаги которых не обращаются на бирже.
Понятие «корпорация» нам важно по той причине, что на практике его понимание влияет на моделирование корпоративного управления в российских компаниях, которые не обладают признаками типичных западных корпораций. Понимание корпорации на основе американского понятия даёт представление о КУ в странах с развитым фондовым рынком, но ничего не говорит о российских Компаниях, ведь развитого фондового рынка у нас нет.


С 2014 года в Российском законодательстве появилось понятие Корпорация, и оно существенно отличается от «классической корпорации».

Гражданский кодекс РФ делит организации на «корпоративные» и «унитарные». Если их учредители (участники) обладают правом участия (членства), то это корпоративное юридическое лицо, а если не обладают — унитарное.
ГК РФ Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица (введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.05.2015 N 133-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ).
Судя по российскому законодательству, любая частная коммерческая Компания, Собственник или Совладелец которой может формировать Высший орган управления, является Корпорацией. Другими словами, с юридической точки зрения, если вы единолично основали маленькую фирму, то вы стали собственником корпорации, ведь единолично имеете право формировать высший орган управления и сами им являетесь. Признак ликвидности, столь важный для «классической корпорации», вообще не упоминается в российском законодательстве. Позволю себе более грубое различие: в российском определении корпорации главным является право владельцев на участие в управлении через формирование высшего органа управления, а не отделение владения от управления.
«Нет в корпоративном мире более забитого и бесправного человека, чем акционер, не участвующий в оперативном управлении».
— Николай Власенко (совладелец). Forbes, октябрь 2007
Как следствие, одновременно с понятием корпорации в ГК РФ появились нормы, обязывающие контролирующих владельцев вести себя в отношении собственной компании «добросовестно и разумно», как менеджеры, и даже отвечать по её обязательствам в случае участия в управлении, что существенно ослабляет институт «ограниченной ответственности» в отношении Собственника.
ГК РФ. Ст. 53.1.

3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несёт ответственность за убытки, причинённые по его вине юридическому лицу.
Итак, в зависимости от принимаемого нами определения корпорации, будут верны два противоположных утверждения:


Компании с распылённым владением» встречались мне в России на заре приватизации, но они или обанкротились, или были выкуплены Собственниками. В настоящее время Российские компании в подавляющем большинстве с концентрированным владением. Как правило, контрольный пакет акций как публичной, так и непубличной Компании принадлежит одному человеку (семье) или нескольким партнёрам (часто конфликтующим).[1]


[1] Для желающих подробнее разобраться с исследованиями этого феномена рекомендую работы Т.Г.Долгопятовой.

Справедливости ради следует отметить, что Классические корпорации, соответствующих определению Р.Кларка, не играют доминирующую роль не только на фондовом рынке России. То же относится и к странам континентальной Европы, Азии, к Японии и большинству развивающихся стран. Фактически распылённые корпорации есть только в США и Великобритании. Но даже и там количественно преобладают более мелкие частные (privately held business (PHB)) и партнёрские Компании, имеющие соответственно Собственника или нескольких Совладельцев-Партнёров.

Итак, в зависимости от принимаемого нами определения корпорации, будут верны два противоположных утверждения:

1. Корпораций (классических) в России нет.

либо

2. В России практически весь частный бизнес и даже многие некоммерческие организации представлены в форме корпораций («неклассических»).


Компании с распылённым владением» встречались мне в России на заре приватизации, но они или обанкротились, или были выкуплены Собственниками. В настоящее время Российские компании в подавляющем большинстве с концентрированным владением. Как правило, контрольный пакет акций как публичной, так и непубличной Компании принадлежит одному человеку (семье) или нескольким партнёрам (часто конфликтующим).[1]


[1] Для желающих подробнее разобраться с исследованиями этого феномена рекомендую работы Т.Г.Долгопятовой.

Справедливости ради следует отметить, что Классические корпорации, соответствующих определению Р.Кларка, не играют доминирующую роль не только на фондовом рынке России. То же относится и к странам континентальной Европы, Азии, к Японии и большинству развивающихся стран. Фактически распылённые корпорации есть только в США и Великобритании. Но даже и там количественно преобладают более мелкие частные (privately held business (PHB)) и партнёрские Компании, имеющие соответственно Собственника или нескольких Совладельцев-Партнёров.

В классической корпорации КУ нужно для управления корпорацией. В компании, имеющей Собственника, КУ нужно для управления Собственником.
Основной признак партнёрской Компании — тесная связь между ключевыми партнёрами, позволяющая им принимать решения частным образом (вне официальных органов компании). Частный случай партнёрской Компании — семейная Компания, которой юридически или фактически владеют супруги. Если во владении участвуют другие родственники, то владение следует называть клановым, а если сегодняшнее поколение владельцев решило передать бизнес следующему, то Бизнес будем считать родовым.
Семейный бизнес — бизнес, которым владеет одна семья (супруги).

Клановый бизнес — бизнес, которым владеет нескольких родственных семей-современников.

Родовой бизнес — бизнес, передающийся от поколения к поколению.
Большинство российских компаний закономерно принадлежат одному Собственнику или небольшой группе Партнёров-Совладельцев. Часть этих Компаний движутся к корпоративной форме, поэтому их можно называть «недокорпорациями», часть – не собираются становиться корпорациями, поэтому их можно считать «некорпорациями». Даже публичные российские Компании скорее недокорпорации, чем корпорации.
Корпорация (классическая) — это компания с распылённым владением, управление и владение в которой разделены, а акции свободно обращаются на бирже.

«Недокорпорации» — это компании, движущиеся в своем развитии к классической корпорации. Часть из них представлена на биржах. В случае постепенного размывания контрольного пакета они будут постепенно приобретать черты корпорации. Примером может быть корпорация Ford, которая вначале была частным бизнесом. В настоящее время семья контролирует наиболее крупный пакет, однако он существенно меньше 50%.

«Некорпорации» — компании, которые и не собираются становиться классическими корпорациями. К ним относятся преимущественно закрытые частные и партнёрские компании.
Исследования, на которые мы ссылались, показывают, что далеко не большинство детей Собственников готово наследовать родительский бизнес. Моя практика убеждает в том, что большинство бизнесов не готово к передаче по наследству. Готов утверждать, что ещё меньше потенциальных Наследников готовы или хотят делать это совместно с детьми Совладельцев. Считаю, что первое поколение российских Собственников, подошло к рубежу, когда нужно решать, какой вариант выхода из бизнеса выбрать, учитывая, что передавать в наследство некому. Также следует учесть, что для передачи или продажи бизнес сначала нужно разделить между партнёрами, а отсутствие фондового рынка препятствует легкому превращению Компанию в публичную Компанию (Корпорацию), поэтому продать «по частям» вряд ли получится или получится, но с трудом.

Единоличному Собственнику проще решить эти вопросы, так как он принимает решения единолично. Партнёры-Совладельцы вынуждены договариваться. Если они примут решение передать бизнес детям, то им понадобится общий план преемственности и соответствующее воспитание детей. Несмотря на то, что частных и партнёрских компаний большинство, по моей экспертной оценке, вероятность наследования бизнеса детьми первых владельцев составляет не более 10%.

На кого оставить бизнес?

Что делать, если дети одного партнёра хотят наследовать бизнес, а дети других не хотят или наследовать хотят все, но по-разному видят его будущее? Приходится делить бизнес, поскольку в этом случае принять общее решение не получится. Нужно «разводиться» с партнёрами.

Что делать с бизнесом, который некому наследовать?

Продавать партнёрам?

Тогда партнёрский бизнес станет частным и получит Собственника.

Превращать компанию в корпорацию? Крупным компаниям сделать это проще, хотя формально размер значения не имеет, или продавать сторонним покупателям? Но и для этого приходится «разводиться».

В силу относительной молодости бизнеса в России ещё не сформировался сколько-нибудь заметный слой «родовых» компаний, владельцами которых являются несколько поколений рода.


«Семейный бизнес» в России ассоциируется с мелким бизнесом, которым владеют и где работают члены семьи. Владельцы большинства средних частных российских Компаний не относят свои Компании ни к семейным, ни к «корпорациям», под которыми понимают только крупные Компании.

Такие затруднения к отнесению бизнеса к той или иной категории придают российскому бизнесу «сиротский» характер, о чём мы говорили в одной из предыдущих статей.

Из-за того, что большинство Собственников российских компаний не считают их корпорациями, то они закономерно не используют главный инструмент по управлению своей владельческой эффективностью — корпоративное управление (КУ).

Для публичных и непубличных Компаний нужны разные модели КУ, но ни один Собственник, который намерен развивать свой бизнес и повышать свою владельческую компетентность и эффективность не может обойтись без тех функций, которые обеспечивает КУ, в первую очередь — разделение владения и управления, которые необходимы для превращения Собственника в Капиталиста, продажи Компании по высшей цене или передачи её в наследство новому поколению Собственников.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ