НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОРПОРАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
Желающие могут проанализировать структуру владения российских публичных акционерных обществ, акции которых торгуются на Московской бирже или за рубежом. Мне не удалось найти ни одной распылённой компании в России.
В частности, Газпром, который обычно приводят как пример крупной российской корпорации — не корпорация по Кларку, поскольку имеет Собственника в лице государства.
Собственники и Совладельцы российских публичных АО, включая государство, предпочитают концентрировать, а не распылять владение, чтобы сохранить контроль и возможность принятия стратегических решений. И даже не только стратегических, но и непосредственно участвовать в оперативном управлении.
Для таких Собственников, даже если они захотят выйти из бизнеса, продажа пакета на бирже не является разумным шагом, поскольку такая попытка приведёт к падению курса акций, не позволит получить «премию за контроль», да и займёт время. Для них более адекватным решением является сделка слияния/поглощения (М&A).
Непубличные (закрытые) частные и партнёрские компании — компании, ценные бумаги которых не обращаются на бирже.
С 2014 года в Российском законодательстве появилось понятие Корпорация, и оно существенно отличается от «классической корпорации».
Гражданский кодекс РФ делит организации на «корпоративные» и «унитарные». Если их учредители (участники) обладают правом участия (членства), то это корпоративное юридическое лицо, а если не обладают — унитарное.
1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.05.2015 N 133-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ)
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ).
3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несёт ответственность за убытки, причинённые по его вине юридическому лицу.
Компании с распылённым владением» встречались мне в России на заре приватизации, но они или обанкротились, или были выкуплены Собственниками. В настоящее время Российские компании в подавляющем большинстве с концентрированным владением. Как правило, контрольный пакет акций как публичной, так и непубличной Компании принадлежит одному человеку (семье) или нескольким партнёрам (часто конфликтующим).[1]
[1] Для желающих подробнее разобраться с исследованиями этого феномена рекомендую работы Т.Г.Долгопятовой.
Справедливости ради следует отметить, что Классические корпорации, соответствующих определению Р.Кларка, не играют доминирующую роль не только на фондовом рынке России. То же относится и к странам континентальной Европы, Азии, к Японии и большинству развивающихся стран. Фактически распылённые корпорации есть только в США и Великобритании. Но даже и там количественно преобладают более мелкие частные (privately held business (PHB)) и партнёрские Компании, имеющие соответственно Собственника или нескольких Совладельцев-Партнёров.
1. Корпораций (классических) в России нет.
либо
2. В России практически весь частный бизнес и даже многие некоммерческие организации представлены в форме корпораций («неклассических»).
Компании с распылённым владением» встречались мне в России на заре приватизации, но они или обанкротились, или были выкуплены Собственниками. В настоящее время Российские компании в подавляющем большинстве с концентрированным владением. Как правило, контрольный пакет акций как публичной, так и непубличной Компании принадлежит одному человеку (семье) или нескольким партнёрам (часто конфликтующим).[1]
[1] Для желающих подробнее разобраться с исследованиями этого феномена рекомендую работы Т.Г.Долгопятовой.
Справедливости ради следует отметить, что Классические корпорации, соответствующих определению Р.Кларка, не играют доминирующую роль не только на фондовом рынке России. То же относится и к странам континентальной Европы, Азии, к Японии и большинству развивающихся стран. Фактически распылённые корпорации есть только в США и Великобритании. Но даже и там количественно преобладают более мелкие частные (privately held business (PHB)) и партнёрские Компании, имеющие соответственно Собственника или нескольких Совладельцев-Партнёров.
Клановый бизнес — бизнес, которым владеет нескольких родственных семей-современников.
Родовой бизнес — бизнес, передающийся от поколения к поколению.
«Недокорпорации» — это компании, движущиеся в своем развитии к классической корпорации. Часть из них представлена на биржах. В случае постепенного размывания контрольного пакета они будут постепенно приобретать черты корпорации. Примером может быть корпорация Ford, которая вначале была частным бизнесом. В настоящее время семья контролирует наиболее крупный пакет, однако он существенно меньше 50%.
«Некорпорации» — компании, которые и не собираются становиться классическими корпорациями. К ним относятся преимущественно закрытые частные и партнёрские компании.
Единоличному Собственнику проще решить эти вопросы, так как он принимает решения единолично. Партнёры-Совладельцы вынуждены договариваться. Если они примут решение передать бизнес детям, то им понадобится общий план преемственности и соответствующее воспитание детей. Несмотря на то, что частных и партнёрских компаний большинство, по моей экспертной оценке, вероятность наследования бизнеса детьми первых владельцев составляет не более 10%.
Что делать с бизнесом, который некому наследовать?
Продавать партнёрам?
Тогда партнёрский бизнес станет частным и получит Собственника.
Превращать компанию в корпорацию? Крупным компаниям сделать это проще, хотя формально размер значения не имеет, или продавать сторонним покупателям? Но и для этого приходится «разводиться».
В силу относительной молодости бизнеса в России ещё не сформировался сколько-нибудь заметный слой «родовых» компаний, владельцами которых являются несколько поколений рода.
«Семейный бизнес» в России ассоциируется с мелким бизнесом, которым владеют и где работают члены семьи. Владельцы большинства средних частных российских Компаний не относят свои Компании ни к семейным, ни к «корпорациям», под которыми понимают только крупные Компании.
Такие затруднения к отнесению бизнеса к той или иной категории придают российскому бизнесу «сиротский» характер, о чём мы говорили в одной из предыдущих статей.
Из-за того, что большинство Собственников российских компаний не считают их корпорациями, то они закономерно не используют главный инструмент по управлению своей владельческой эффективностью — корпоративное управление (КУ).
Для публичных и непубличных Компаний нужны разные модели КУ, но ни один Собственник, который намерен развивать свой бизнес и повышать свою владельческую компетентность и эффективность не может обойтись без тех функций, которые обеспечивает КУ, в первую очередь — разделение владения и управления, которые необходимы для превращения Собственника в Капиталиста, продажи Компании по высшей цене или передачи её в наследство новому поколению Собственников.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!