На рисунке 1 мы видим всех действующих лиц: Начальника, Подчинённых и Стороннего наблюдателя.
То, что наблюдает каждый из персонажей, изображено за уголком рядом с соответствующими фигурами.
Начальник видит всех подчинённых и их действия-стрелочки. В его картине мира Компания состоит только из Подчинённых.
Каждый Подчинённый видит действия как самого Начальника с его огромной стрелкой - воздействием, так и других Подчинённых с их относительно меньшими стрелочками, одновременно пытаясь соответствовать требованиям (стрелке) Начальника, и пытаясь скоординировать свои действия с действиями (стрелочками) коллег.
Сторонний наблюдатель видит и действия Начальника, и действия всех Подчинённых.
Предположим, Начальник приглашает Консультанта поработать с его Компанией.
Какого типа задачи он ставит Консультанту? На примере своей консультационной практики скажу, что обычно мне ставят задачу одного из двух типов. Если Собственник доволен командой, то говорит: «поразвивай моих орлов». Если недоволен, то: «почини моих козлов». Никогда не ставится задача: «почини меня любимого». Собственник создаёт хаос, но не понимает, что является его источником. Вполне естественно, что он видит Компанию, состоящую из его «подданных», но не видит себя и свою «большую стрелочку». Когда же я начинаю общаться с его людьми, то выясняется, что вся проблема в нём и его «большой стрелочке». И только уже в процессе консультирования задача может быть переформулирована на такую: «как мы можем изменить мой образ действий?»
Видит ли Консультант себя со стороны? Конечно, нет. Но он, если это действительно независимый Консультант, не вовлечен в отношения внутри Компании и покинет её после завершения проекта. В этом смысле ему и не нужно видеть себя со стороны в контексте той задачи, которую ему формулирует Клиент. Однако, в ходе проекта Консультант, конечно, должен отслеживать то, как он воспринимается в Компании, чтобы удерживать позицию нейтралитета и независимости, соблюдать правила конфиденциальности.
Каждому Подчинённому кажется, что компания состоит из Начальника и других Подчинённых, не включая его самого, что немного искажает его картину реальности, но в этом нет большой проблемы, так как влияние одного Подчинённого на Компанию не особо велико по сравнению с совокупностью других влияний. Часто Подчинённые, не сговариваясь, дружно обозначают проблемы, которые они испытывают от «стрелки» Начальника.
Однако, для самого Начальника, влияющего на Компанию сильнее всех, его собственная «стрелочка» остается в «слепой зоне».
Фактически, из первой картинки следует вывод: Начальник не видит «со стороны» самого значимого и влиятельного управленческого фактора в своей Компании, если только им самим в Компании не обеспечены условия, при которых Подчинённые дают ему своевременную и точную обратную связь. И в этом смысле здесь его компетентность принципиально ограничена, поэтому мы можем сказать, что он «не прав».