где
С (Capital) — собственный капитал компании на начало периода, соответствующий оценке Собственником стоимости бизнеса без своего участия. В нашем случае это стоимость, по которой он был бы готов в начале года продать бизнес «пассивному инвестору» — Капиталисту, который заинтересован только в росте стоимости своего капитала при минимальных вложениях личного времени в контроль менеджмента.
Строго говоря, стоимость собственного капитала Компании и рыночная стоимость бизнеса как потенциальная цена его продажи — разные вещи. Собственный капитал (С) Компании примерно равен честно оценённым её Чистым активам (ЧА). Эта величина может не совпадать с бухгалтерским расчетом ЧА и включать в себя нематериальные активы, не учтённые в балансе. Стоимость же компании для нового покупателя может быть выше или ниже стоимости ЧА. Но при определенных условиях эти величины примерно
равны друг другу, а именно, когда ROEфакт = Re.
Многие Собственники не размышляют в терминах стоимости бизнеса и стоимости собственного капитала, предпочитая оперировать понятиями объёмов продаж и прибыли как обычные Менеджеры, чем создают уязвимости в бизнесе, одна из которых — неспособность к владельческой преемственности.
ROE (Return on Equity) — показатель рентабельности собственного капитала компании, который демонстрирует отношение чистой прибыли к собственному капиталу компании.
ROE fact = NPfact / С — фактическое достигнутое значение рентабельности Собственного капитала по чистой прибыли, где
NPfact — фактическая чистая прибыль от основной деятельности, достигнутая по итогам года. Излишне повторять, что чистая прибыль тоже должна быть честной, а не той, которую обычно показывают в налоговом учете.
Обращаю внимание на то, что размер собственного капитала оценивается на начало отчётного года, а чистая прибыль — на конец
[1].
Величина (ROEfact – Re) называется «спрэд» (Spread). Это разница между фактической и ожидаемой доходностью собственного капитала. Она может быть как положительной, так и отрицательной, а в некоторых случаях — нулевой. Если спрэд положительный, значит стоимость компании выросла, если отрицательный — упала. Повышение спрэда и недопущение его отрицательных значений — это и есть основная задача «внутреннего Предпринимателя».
В этих терминах можно сказать: инвестиционная стоимость времени предпринимателя прямо пропорциональна честно посчитанным собственному капиталу С и Спрэду, но снижается при росте требуемой доходности Re.
[1]Для того чтобы честно рассчитать показатель ROEfact и понимать реальное положение вещей, стоит использовать данные управленческого, а не бухгалтерского учета.