SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

КАЛЬКУЛЯТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. СКОЛЬКО СТОИТ ВРЕМЯ СОБСТВЕННИКА? Часть 1

02/08/2020
Давайте немного посчитаем. Приготовьте калькулятор, пусть он будет у вас под рукой.

Рассмотрим некую компанию, которой владеет единственный Собственник. Он сам управляет компанией, тратит на это 2000 часов в год и платит себе менеджерскую зарплату на рыночном уровне. В прошлом году компания заработала 15 млн рублей прибыли.

Для простоты предположим, что действие происходит в идеальной макроэкономической среде, с пренебрежимо малой инфляцией и вполне разумными кредитными ставками (например, 5%). Но всё это Собственника не радует, поскольку душа просит «отойти от оперативного управления» и заняться «стратегическим», чтобы высвободить для себя хотя бы 50% времени.

Сколько стоит ваше время?
После Нового года Собственник приходит к знакомому консультанту и спрашивает, как это устроить. Консультант для начала предлагает определить, «где мы находимся сейчас», а затем указать «хотения», поэтому интересуется, во сколько Собственник оценил бы свою компанию на начало этого года, если бы нашелся покупатель, готовый её купить. Например, публичная компания. Собственник смотрит в потолок, шевелит губами и называет сумму, скажем, четыре годовых прибыли, то есть 60 млн рублей.

Тогда Консультант задаёт второй вопрос, о «хотениях». Если бы Собственнику удалось найти Менеджера за ту же зарплату, которую он платит сейчас себе, то какую пассивную доходность собственного капитала (ROE = RE) в качестве Капиталиста он требовал бы от наёмного Менеджера? Собственник смотрит под ноги, шевелит губами и называет цифру, скажем, 12%. Для безынфляционной экономики и кредитной ставки 5% это вполне приличный уровень.

Далее послушаем их диалог.

Консультант:

— Хорошо. Но давайте условимся, что эту же доходность может ожидать и тот потенциальный покупатель, которому вы готовы были бы продать свою компанию. Будем считать её равной Re.

После чего достает калькулятор, колдует с ним и сообщает Собственнику, что стоимость его предпринимательского времени за прошлый год составила 8 514 436 рублей. Округлим до 8,5 млн, что соответствует примерно 4 250 рублям за человеко-час.

— И всего-то? Почему так мало? — удивляется Собственник. — А что будет, если я назову другие цифры? — спрашивает он.

И называет стоимость 5 годовых прибылей (75 млн), а желаемую доходность — 15%. Консультант опять колдует с калькулятором и выдает ответ:

— Стоимость времени: 5 164 248 рублей или примерно 2 600 рублей в час.

— Почему так? — возмущается Собственник.

Расчёт помогает понять не столько абсолютные значения, сколько относительные величины, взаимосвязи, факторы, влияющие на оценку стоимости времени в ту или иную сторону.
— Потому что жадность порождает бедность. Чем больше вы жадничаете, тем меньше стоимость вашего времени, — отшучивается Консультант. — А если серьёзно, то чем выше вы поднимаете планку стоимости и доходности, тем меньше добавляете к ним своим временем, которое инвестируете в стратегическое управление бизнесом не как Менеджер, а как Предприниматель, — добавляет он.

— А что было бы, если бы я увеличил только стоимость компании или только желаемую доходность, а не оба показателя сразу? — спрашивает Собственник.

— Тогда результаты были бы где-то между названными величинами, — отвечает Консультант и считает.

— При стоимости 60 млн рублей, но доходности 15% стоимость времени составила бы примерно 7,1 млн рублей, а при стоимости 75 млн, но доходности 12%, она составила бы 6,9 млн рублей.

При росте «аппетитов» по каждому из параметров примерно на 1%, стоимость времени падает примерно на 0,7%, то есть меньше, чем на 1%. Зато при росте обоих параметров одновременно на 1%, падает примерно на 1,4%. Эти величины (0,7% и 1,4%) характеризуют чувствительность стоимости времени к изменению исходных данных. Это не мировые константы. Они меняются в зависимости от ожидаемого уровня RE. Чем он выше, тем выше данные величины. Например, при базовом RE = 20% они принимают значение примерно 2% и 4% соответственно.

Какие же выводы следуют из этих расчётов?
А выводы следуют такие:

· расчёт помогает понять не столько абсолютные значения, сколько относительные величины, взаимосвязи, факторы, влияющие на оценку стоимости времени в ту или иную сторону;

· данный расчёт нужен для того, чтобы Собственник честно ответил сам себе, чего он больше хочет и тем самым «договорился сам с собой» о том, следует ли ему увеличивать или уменьшать степень своего вовлечения в стратегическое управление компанией;

· если Собственник озабочен самореализацией, степенью своей пользы для компании, и потому хочет повысить стоимость своего инвестированного времени, он должен согласиться с дисконтом при продаже компании;

· если Собственник оценивает стоимость компании выше и ожидает более высокую отдачу на собственный капитал при пассивном владении, он должен смириться с тем, что стоимость инвестированного им времени не будет высокой.

В этих выводах нет ничего странного или фундаментально нового. Разве не очевидно, что Компания, которая сильнее зависит от Собственника, будет продаваться с дисконтом по сравнению с компанией, которая зависит от него меньше или по сравнению с публичной компанией с распыленным владением? Формулы позволяют лишь приблизительно численно оценить закономерности, понятные на уровне здравого смысла, на основе которых вы как Собственник могли бы принимать решение о своей управленческой роли в Компании.

Однако отвлечёмся от наших воображаемых героев и попытаемся узнать, откуда Консультант брал свои цифры. Как он считал? От каких факторов зависит стоимость предпринимательского времени Собственника? Будем разбираться.

Сколько стоит время Собственника?
Взгляните на формулу:

VIT = С * (ROEфакт — Re) / exp(Re)

Как думаете, что она означает? Какая-то тарабарщина? Говорят, каждая формула снижает число читателей вдвое, но я рискнул и добавил в будущую книгу «Время собственности» несколько формул, без которых Собственник не получит необходимых инструментов для управления своей эффективностью.

А так лучше?

VIT = RI / exp(Re)

Не удивлюсь, если теперь она пугает меньше, но не становится более понятной.

Данная формула позволяет Собственнику вычислить примерную стоимость личного времени, которое он инвестирует в бизнес, выступая в роли Предпринимателя.

Зачем же оценивать стоимость личного времени, если у Собственника есть доход, величина которого очевидна и мы легко можем узнать стоимость часа его работы?

Собственника нельзя оценить так же, как и обычного сотрудника Компании, который, как правило, получает фиксированную заработную плату, из-за чего и посчитать стоимость часа его работы не составляет никакого труда. Работа Собственника оценивается совершенно иначе.

Зачем Собственнику знать, сколько стоит его личное время? Затем, чтобы «договориться самому с собой» при выборе хотений и сделать выбор: увеличивать результативность и эффективность Бизнеса или повышать личную, то есть Владельческую эффективность и результативность. От ответа на этот вопрос зависит его самоопределение: продолжать ли оперативное управление бизнесом лично, либо выйти из управления вообще, либо найти какой-то промежуточный, например «стратегический», вариант участия в управлении и перейти от оперативного управления к нему.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263