КАЛЬКУЛЯТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. СКОЛЬКО СТОИТ ВРЕМЯ СОБСТВЕННИКА? Часть 1
Рассмотрим некую компанию, которой владеет единственный Собственник. Он сам управляет компанией, тратит на это 2000 часов в год и платит себе менеджерскую зарплату на рыночном уровне. В прошлом году компания заработала 15 млн рублей прибыли.
Для простоты предположим, что действие происходит в идеальной макроэкономической среде, с пренебрежимо малой инфляцией и вполне разумными кредитными ставками (например, 5%). Но всё это Собственника не радует, поскольку душа просит «отойти от оперативного управления» и заняться «стратегическим», чтобы высвободить для себя хотя бы 50% времени.
Тогда Консультант задаёт второй вопрос, о «хотениях». Если бы Собственнику удалось найти Менеджера за ту же зарплату, которую он платит сейчас себе, то какую пассивную доходность собственного капитала (ROE = RE) в качестве Капиталиста он требовал бы от наёмного Менеджера? Собственник смотрит под ноги, шевелит губами и называет цифру, скажем, 12%. Для безынфляционной экономики и кредитной ставки 5% это вполне приличный уровень.
Далее послушаем их диалог.
Консультант:
— Хорошо. Но давайте условимся, что эту же доходность может ожидать и тот потенциальный покупатель, которому вы готовы были бы продать свою компанию. Будем считать её равной Re.
После чего достает калькулятор, колдует с ним и сообщает Собственнику, что стоимость его предпринимательского времени за прошлый год составила 8 514 436 рублей. Округлим до 8,5 млн, что соответствует примерно 4 250 рублям за человеко-час.
— И всего-то? Почему так мало? — удивляется Собственник. — А что будет, если я назову другие цифры? — спрашивает он.
И называет стоимость 5 годовых прибылей (75 млн), а желаемую доходность — 15%. Консультант опять колдует с калькулятором и выдает ответ:
— Стоимость времени: 5 164 248 рублей или примерно 2 600 рублей в час.
— Почему так? — возмущается Собственник.
— А что было бы, если бы я увеличил только стоимость компании или только желаемую доходность, а не оба показателя сразу? — спрашивает Собственник.
— Тогда результаты были бы где-то между названными величинами, — отвечает Консультант и считает.
— При стоимости 60 млн рублей, но доходности 15% стоимость времени составила бы примерно 7,1 млн рублей, а при стоимости 75 млн, но доходности 12%, она составила бы 6,9 млн рублей.
При росте «аппетитов» по каждому из параметров примерно на 1%, стоимость времени падает примерно на 0,7%, то есть меньше, чем на 1%. Зато при росте обоих параметров одновременно на 1%, падает примерно на 1,4%. Эти величины (0,7% и 1,4%) характеризуют чувствительность стоимости времени к изменению исходных данных. Это не мировые константы. Они меняются в зависимости от ожидаемого уровня RE. Чем он выше, тем выше данные величины. Например, при базовом RE = 20% они принимают значение примерно 2% и 4% соответственно.
· расчёт помогает понять не столько абсолютные значения, сколько относительные величины, взаимосвязи, факторы, влияющие на оценку стоимости времени в ту или иную сторону;
· данный расчёт нужен для того, чтобы Собственник честно ответил сам себе, чего он больше хочет и тем самым «договорился сам с собой» о том, следует ли ему увеличивать или уменьшать степень своего вовлечения в стратегическое управление компанией;
· если Собственник озабочен самореализацией, степенью своей пользы для компании, и потому хочет повысить стоимость своего инвестированного времени, он должен согласиться с дисконтом при продаже компании;
· если Собственник оценивает стоимость компании выше и ожидает более высокую отдачу на собственный капитал при пассивном владении, он должен смириться с тем, что стоимость инвестированного им времени не будет высокой.
В этих выводах нет ничего странного или фундаментально нового. Разве не очевидно, что Компания, которая сильнее зависит от Собственника, будет продаваться с дисконтом по сравнению с компанией, которая зависит от него меньше или по сравнению с публичной компанией с распыленным владением? Формулы позволяют лишь приблизительно численно оценить закономерности, понятные на уровне здравого смысла, на основе которых вы как Собственник могли бы принимать решение о своей управленческой роли в Компании.
Однако отвлечёмся от наших воображаемых героев и попытаемся узнать, откуда Консультант брал свои цифры. Как он считал? От каких факторов зависит стоимость предпринимательского времени Собственника? Будем разбираться.
VIT = С * (ROEфакт — Re) / exp(Re)
Как думаете, что она означает? Какая-то тарабарщина? Говорят, каждая формула снижает число читателей вдвое, но я рискнул и добавил в будущую книгу «Время собственности» несколько формул, без которых Собственник не получит необходимых инструментов для управления своей эффективностью.
А так лучше?
VIT = RI / exp(Re)
Не удивлюсь, если теперь она пугает меньше, но не становится более понятной.
Данная формула позволяет Собственнику вычислить примерную стоимость личного времени, которое он инвестирует в бизнес, выступая в роли Предпринимателя.
Зачем же оценивать стоимость личного времени, если у Собственника есть доход, величина которого очевидна и мы легко можем узнать стоимость часа его работы?
Собственника нельзя оценить так же, как и обычного сотрудника Компании, который, как правило, получает фиксированную заработную плату, из-за чего и посчитать стоимость часа его работы не составляет никакого труда. Работа Собственника оценивается совершенно иначе.
Зачем Собственнику знать, сколько стоит его личное время? Затем, чтобы «договориться самому с собой» при выборе хотений и сделать выбор: увеличивать результативность и эффективность Бизнеса или повышать личную, то есть Владельческую эффективность и результативность. От ответа на этот вопрос зависит его самоопределение: продолжать ли оперативное управление бизнесом лично, либо выйти из управления вообще, либо найти какой-то промежуточный, например «стратегический», вариант участия в управлении и перейти от оперативного управления к нему.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!