Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

КАЛЬКУЛЯТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. СКОЛЬКО СТОИТ ВРЕМЯ СОБСТВЕННИКА? Часть 1

02/08/2020
Давайте немного посчитаем. Приготовьте калькулятор, пусть он будет у вас под рукой.

Рассмотрим некую компанию, которой владеет единственный Собственник. Он сам управляет компанией, тратит на это 2000 часов в год и платит себе менеджерскую зарплату на рыночном уровне. В прошлом году компания заработала 15 млн рублей прибыли.

Для простоты предположим, что действие происходит в идеальной макроэкономической среде, с пренебрежимо малой инфляцией и вполне разумными кредитными ставками (например, 5%). Но всё это Собственника не радует, поскольку душа просит «отойти от оперативного управления» и заняться «стратегическим», чтобы высвободить для себя хотя бы 50% времени.

Сколько стоит ваше время?

После Нового года Собственник приходит к знакомому консультанту и спрашивает, как это устроить. Консультант для начала предлагает определить, «где мы находимся сейчас», а затем указать «хотения», поэтому интересуется, во сколько Собственник оценил бы свою компанию на начало этого года, если бы нашелся покупатель, готовый её купить. Например, публичная компания. Собственник смотрит в потолок, шевелит губами и называет сумму, скажем, четыре годовых прибыли, то есть 60 млн рублей.

Тогда Консультант задаёт второй вопрос, о «хотениях». Если бы Собственнику удалось найти Менеджера за ту же зарплату, которую он платит сейчас себе, то какую пассивную доходность собственного капитала (ROE = RE) в качестве Капиталиста он требовал бы от наёмного Менеджера? Собственник смотрит под ноги, шевелит губами и называет цифру, скажем, 12%. Для безынфляционной экономики и кредитной ставки 5% это вполне приличный уровень.

Далее послушаем их диалог.


Консультант:

— Хорошо. Но давайте условимся, что эту же доходность может ожидать и тот потенциальный покупатель, которому вы готовы были бы продать свою компанию. Будем считать её равной Re.

После чего достает калькулятор, колдует с ним и сообщает Собственнику, что стоимость его предпринимательского времени за прошлый год составила 8 514 436 рублей. Округлим до 8,5 млн, что соответствует примерно 4 250 рублям за человеко-час.

— И всего-то? Почему так мало? — удивляется Собственник. — А что будет, если я назову другие цифры? — спрашивает он.

И называет стоимость 5 годовых прибылей (75 млн), а желаемую доходность — 15%. Консультант опять колдует с калькулятором и выдает ответ:

— Стоимость времени: 5 164 248 рублей или примерно 2 600 рублей в час.

— Почему так? — возмущается Собственник.
Расчёт помогает понять не столько абсолютные значения, сколько относительные величины, взаимосвязи, факторы, влияющие на оценку стоимости времени в ту или иную сторону.
— Потому что жадность порождает бедность. Чем больше вы жадничаете, тем меньше стоимость вашего времени, — отшучивается Консультант. — А если серьёзно, то чем выше вы поднимаете планку стоимости и доходности, тем меньше добавляете к ним своим временем, которое инвестируете в стратегическое управление бизнесом не как Менеджер, а как Предприниматель, — добавляет он.

— А что было бы, если бы я увеличил только стоимость компании или только желаемую доходность, а не оба показателя сразу? — спрашивает Собственник.

— Тогда результаты были бы где-то между названными величинами, — отвечает Консультант и считает.

— При стоимости 60 млн рублей, но доходности 15% стоимость времени составила бы примерно 7,1 млн рублей, а при стоимости 75 млн, но доходности 12%, она составила бы 6,9 млн рублей.


При росте «аппетитов» по каждому из параметров примерно на 1%, стоимость времени падает примерно на 0,7%, то есть меньше, чем на 1%. Зато при росте обоих параметров одновременно на 1%, падает примерно на 1,4%. Эти величины (0,7% и 1,4%) характеризуют чувствительность стоимости времени к изменению исходных данных. Это не мировые константы. Они меняются в зависимости от ожидаемого уровня RE. Чем он выше, тем выше данные величины. Например, при базовом RE = 20% они принимают значение примерно 2% и 4% соответственно.

Какие же выводы следуют из этих расчётов?

А выводы следуют такие:

· расчёт помогает понять не столько абсолютные значения, сколько относительные величины, взаимосвязи, факторы, влияющие на оценку стоимости времени в ту или иную сторону;

· данный расчёт нужен для того, чтобы Собственник честно ответил сам себе, чего он больше хочет и тем самым «договорился сам с собой» о том, следует ли ему увеличивать или уменьшать степень своего вовлечения в стратегическое управление компанией;

· если Собственник озабочен самореализацией, степенью своей пользы для компании, и потому хочет повысить стоимость своего инвестированного времени, он должен согласиться с дисконтом при продаже компании;

· если Собственник оценивает стоимость компании выше и ожидает более высокую отдачу на собственный капитал при пассивном владении, он должен смириться с тем, что стоимость инвестированного им времени не будет высокой.

В этих выводах нет ничего странного или фундаментально нового. Разве не очевидно, что Компания, которая сильнее зависит от Собственника, будет продаваться с дисконтом по сравнению с компанией, которая зависит от него меньше или по сравнению с публичной компанией с распыленным владением? Формулы позволяют лишь приблизительно численно оценить закономерности, понятные на уровне здравого смысла, на основе которых вы как Собственник могли бы принимать решение о своей управленческой роли в Компании.


Однако отвлечёмся от наших воображаемых героев и попытаемся узнать, откуда Консультант брал свои цифры. Как он считал? От каких факторов зависит стоимость предпринимательского времени Собственника? Будем разбираться.

Сколько стоит время Собственника?

Взгляните на формулу:

VIT = С * (ROEфакт — Re) / exp(Re)

Как думаете, что она означает? Какая-то тарабарщина? Говорят, каждая формула снижает число читателей вдвое, но я рискнул и добавил в будущую книгу "Время собственности" несколько формул, без которых Собственник не получит необходимых инструментов для управления своей эффективностью.


А так лучше?

VIT = RI / exp(Re)


Не удивлюсь, если теперь она пугает меньше, но не становится более понятной.

Данная формула позволяет Собственнику вычислить примерную стоимость личного времени, которое он инвестирует в бизнес, выступая в роли Предпринимателя.


Зачем же оценивать стоимость личного времени, если у Собственника есть доход, величина которого очевидна и мы легко можем узнать стоимость часа его работы?

Собственника нельзя оценить так же, как и обычного сотрудника Компании, который, как правило, получает фиксированную заработную плату, из-за чего и посчитать стоимость часа его работы не составляет никакого труда. Работа Собственника оценивается совершенно иначе.

Зачем Собственнику знать, сколько стоит его личное время? Затем, чтобы «договориться самому с собой» при выборе хотений и сделать выбор: увеличивать результативность и эффективность Бизнеса или повышать личную, то есть Владельческую эффективность и результативность. От ответа на этот вопрос зависит его самоопределение: продолжать ли оперативное управление бизнесом лично, либо выйти из управления вообще, либо найти какой-то промежуточный, например «стратегический», вариант участия в управлении и перейти от оперативного управления к нему.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ