SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

С ЧЕГО НАЧАТЬ ВНЕДРЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ? ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ФОРМИРОВАТЬ СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ?

30/09/2020
Считаю, что элементы КУ полезны каждой непубличной компании, даже если ей год-два отроду. Но позволить себе КУ (и увидеть его ценность) на этом этапе развития бизнеса могут лишь единицы компаний. Анализ затрат на внедрение КУ показывает, что дороже всего обходится Совет директоров и Служба внутреннего аудита (СВА). СД должен включать минимум 5 членов, в том числе независимых директоров, которым нужно платить вознаграждение, а, кроме того, нужно обеспечить деятельность комитетов СД. Внешним корпоративным директорам нужно не только платить, но и уделять им персональное время Собственника за счёт времени, уделяемого Топ-менеджерской Команде.

Естественно, многие Собственники спрашивают, можно ли начать с «лёгкой версии КУ», чтобы на первых порах обойтись без СД.

Ответы зависят от разных факторов. Например, мои коллеги из Российского Института Директоров Игорь Беликов и Владимир Вербицкий предлагают ориентироваться на 4 фактора: Фазу развития бизнеса, способ Инвестирования (финансирования) бизнеса, способ Контроля бизнеса и Стратегию компании. Ими разработана и запатентована PhICS модель (Phase, Investment, Control, Strategy). Можно было взять больше или меньше факторов и сделать модель более или менее сложной. Данный подбор я считаю удачным, и поэтому рекомендую читателям ознакомиться с ней как с вполне практическим ориентиром.

Но в рамках этой статьи и новой будущей книги «Время собственности» я хотел бы обратить внимание не на сходство, а на некоторые отличия от уважаемых коллег, либо дополнить их выводы.

Во-первых, я буду здесь опираться на более грубую, но при этом более простую модель, зависящую только от двух факторов: структуры владения и намерений Собственника (Владельцев) по участию в управлении.

Во-вторых, я обращу внимание на варианты, которые позволяют начинать работу по настройке КУ не с формирования Совета Директоров, а с формирования Топ-менеджерской Команды (ТМК).

С чего начать внедрение КУ?
А какие есть варианты?

На практике развилка, как правило, между созданием СД (или его аналога) либо созданием Правления (или его аналога).

Можно рассуждать просто: СД является ядром КУ, поэтому с СД и следует начинать. И я тоже много лет так думал. Но со временем увидел, что в таком случае вновь созданному СД не на что опереться. Кому Совет Директоров адресует свои решения? Ответ очевиден: исполнительным органам. Поскольку в большинстве компаний коллегиальный исполнительный орган (КИО, Правление) не сформирован, то адресуем единоличному – Генеральному директору.

Откуда Совет Директоров берёт проекты своих решений, кто их готовит? Учитывая, что исполнительные органы подотчётны, а не подчинены Совету, выработка решений происходит не в Совете Директоров и затем «спускается» Менеджменту в лице Гендиректора, а в процессе Диалога между Менеджментом и Советом. Если коллегиального исполнительного органа нет, то диалог происходит между Советом Директоров и Генеральным директором: Генеральный директор вносит на рассмотрение Совета проект решения для утверждения и обосновывает необходимость утверждения решения.

И довольно скоро на заседаниях Совета случается такая ситуация, которую я наблюдал в некоторых компаниях, работая в них независимым директором. При обсуждении проекта я задавал вопрос Гендиректору, что по поводу решения думает его «команда»?

Этот вопрос вызывал у него недоумение: какая команда? Соответствующие замы посмотрели, согласовали. Проект одного решения согласовывает одна группа заместителей и специалистов, проект другого – другая. В точном соответствии с «профильным» подходом к принятию решений. Никакого «колхоза», все занимаются своими вопросами.

Мало того, в некоторых крупных компаниях менеджмент формировал несколько профильных постоянно действующих комитетов при Генеральном директоре, которые должны были формировать проекты решений. Пример – Комитет по бюджетированию, Инвестиционный комитет, Комитет по оргразвитию и т.п.

Но последующее обсуждение на Совете Директоров представленных проектов обычно выявляло в проекте решения изъяны, которые были не очевидны специалистам, готовившим решение. Приходилось отправлять его на доработку с привлечением более широкого круга специалистов и топ-менеджеров.

Либо происходило иное: Совет Директоров утверждал решение, предложенное Генеральным директором, но затем, в процессе реализации решения возникали препятствия и «вопросы», связанные с тем, что не все существенные риски были учтены, не все ключевые стейкхолдеры были привлечены к выработке решения.

Совет Директоров оказывался в ситуации, когда он не мог быть уверен в реализуемости подготовленного решения.

Начали разбираться с процессом принятия решений. В частности, провели анализ существующих Комитетов и их компетенцию. Выяснилось, что их состав отличается секретарями и некоторыми профильными специалистами, но зато заместители Генерального директора почти в полном составе входят в каждый из Комитетов, просто председателями Комитетов являются соответствующие заместители. Такая организация Комитетов требовала многократных заседаний, согласования графиков занятых топов и либо занимала много времени, либо заседания просто переносились и не проводились в плановом режиме.

Напрашивалось решение объединить компетенцию этих Комитетов и создать один орган, включающий в себя тех заместителей Гендиректора, которые были членами большинства Комитетов. В таком случае не нужно было проводить заседания нескольких коллегиальных органов, а решать вопросы в нужном составе топ-менеджеров, приглашая на их рассмотрение нужных специалистов и руководителей среднего звена. Как правило, такое решение поддерживалось топ-менеджментом. Им не нужно было придумывать, чем заниматься, они уже понимали, какие вопросы будут обсуждать совместно. Оставалось лишь выработать разумный график заседаний и снабдить этот орган единственными Секретарем и Председателем. Секретарь на первом месте упомянут не зря: это очень важная фигура для организации работы коллегиального органа.

Если правильно распределить компетенцию между органами управления Компании, обеспечить «дисциплину авторучек», то в течение нескольких лет такой альянс может эффективно работать.
Таким образом, ненавязчиво делался первый шаг к формированию коллегиального исполнительного органа. Вначале его формировали в качестве совещательного органа (Управляющего Комитета) при Гендиректоре. Через несколько месяцев успешной работы менеджеры, входящие в Управляющий Комитет, выражали готовность войти в Правление и взять на себя дополнительную ответственность.

Итак, в приведённом примере Совет Директоров выступал инициатором и своеобразным «заказчиком» на формирование Топ-менеджерской Команды.

Но обязательно ли формировать Совет Директоров, чтобы затем формировать Топ-менеджерскую Команду? Сможет ли Топ-менеджерская Команда работать без Совета Директоров, только с Собственником?

Наш опыт показывает, что формирование Совета Директоров на первом шаге не обязательно. Собственник, в т.ч. управляющий, вполне сможет с этим справиться, если поставит перед собой такую задачу. И если правильно распределить компетенцию между органами управления Компании, обеспечить «дисциплину авторучек», то в течение нескольких лет такой альянс может эффективно работать. Для этого необходимо, чтобы Собственник (Владельцы) заменил Совет Директоров, взяв на себя принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Совета.

Формирование же Совета Директоров при этом подходе станет не началом, а венцом системы КУ.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263