SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ КАК «ЯДРО» КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

17/09/2020
В литературе по корпоративному управлению Совет директоров считается «ядром» корпоративного управления. Часто их даже ошибочно отождествляют.

Почему его так называют? Почему именно Совет директоров, а не Высший орган управления (Собрание акционеров) называется ядром? Ведь Совет директоров подотчётен Собранию.

Почему Совет директоров — «ядро» корпоративного управления?
Я вижу несколько причин для этого.

1. Когда говорят о Совете директоров, имеют в виду публичные акционерные общества с распылённым владением.

2. Стратегия, видение будущего, включая стратегические цели и стратегические риски. Собрание акционеров распылённой компании просто не в состоянии определить её стратегию. Во-первых, акционерам может просто не хватать компетентности. Они имеют право владеть акциями, будучи «чайниками» в бизнесе, которым занимается АО. Во-вторых, даже если бы они были компетентными, им было бы почти невозможно договориться на собрании, в котором участвуют десятки, сотни, а то и тысячи акционеров.

3. Бюджет. Стратегия будет оторванной от практики, если ежегодные бюджеты не будут составляться с учетом требований стратегии. Общее собрание акционеров не в состоянии утвердить бюджет по тем же причинам, что и стратегию.

4. Дивиденды. Большинство мелких акционеров будет предпочитать распределять прибыль на дивиденды, несмотря на то, что реализация стратегии может требовать реинвестирования прибыли. Должен быть какой-то орган, стоящий на защите интересов Компании, а не Акционеров, и уберегающий компанию от некомпетентной жадности акционеров.

5. Контроль, управление рисками. Собрание акционеров или сами акционеры не справятся с контролем текущей деятельности менеджмента. Собрание собирается раз в году для подведения итогов. Акционеры не могут и не должны участвовать в контроле за текущей деятельностью менеджмента, в том числе и по причине возможной своей некомпетентности. Это потребовало бы затрат как от самих акционеров, так и парализовало бы менеджмент.

6. Команда топ-менеджмента: её подбор и вознаграждение. При большом количестве равномощных акционеров избрание исполнительного руководства АО собранием акционеров превратится в политическую компанию.

7. Управление повесткой Собрания акционеров. При большом количестве акционеров нельзя полагаться на их самоорганизацию и нельзя отдавать управление повесткой и процедурами исполнительным органам, которые будут просто срывать подготовку собраний, если это угрожает их положению. Поэтому ведущая роль Совета директоров в организации работы Высшего органа управления закреплена на уровне законодательства об АО. «Шея вертит головой».

8. Решение ни по одному из перечисленных вопросов не может быть делегировано исполнительному руководству, поскольку оно сразу попадет в конфликт интересов: само себе станет утверждать стратегию и бюджет, реинвестировать прибыль без ограничений, само себя контролировать, оценивать, вознаграждать и переназначать, манипулируя Собранием акционеров.

Получается, что в таких компаниях с распылённым владением ряд существеннейших вопросов управления компанией нельзя передать ни Высшему органу управления, ни исполнительным органам. Формирование Совета директоров в такой компании становится не просто полезным, а жизненно необходимым.

И сразу становятся понятны его базовые задачи.

Я их называю «тремя китами», на которых базируется работа Совета директоров.

«Три кита» в основе работы Совета директоров
  • Первый «кит» — будущее бизнеса в виде мечтаний, «хотелок», видения, стратегии, которые в результате работы Совета преобразуются в операционные планы, а также рисков, с ними связанных.
  • Второй «кит» — прошлое бизнеса, его основа, от которой нужно отталкиваться при создании будущего. Прошлое зафиксировано в отчётности. Чтобы прошлое не вредило будущему, отчетность должна быть прозрачной, полной и достоверной.
  • Третий «кит» — настоящее бизнеса, которое обеспечивает его развитие (движение к будущему) при условии преемственности настоящего с прошлым. Переход между прошлым и будущим в настоящем времени должны обеспечивать команда Топ-менеджеров и Совет Директоров.

При формировании Совета директоров в Компании весьма желательно сформировать при нём как минимум три ключевых комитета: по стратегии, по аудиту, по кадрам и вознаграждениям. За будущее отвечает комитет Совета директоров по стратегии, за прошлое — комитет по аудиту (прозрачность, полноту и достоверность отчетности), за настоящее — комитет по кадрам и вознаграждениям[1].

Для обеспечения надлежащей работы каждому комитету желательно иметь свой бюджет. Это позволит оплачивать работу членов комитетов, а при необходимости и независимую экспертизу некоторых вопросов. В российской практике в работу комитетов СД иногда приглашаются эксперты, которые имеют право совещательного голоса.

[1] В Кодексе корпоративного управления РФ рекомендуется создавать разные комитеты по номинациям и по вознаграждениям, поскольку при объединении существует некий конфликт интересов. При этом концепция «трёх китов» не меняется. Я поддерживаю эту рекомендацию для крупных Советов директоров, численностью более 7 человек, но для компактных Советов директоров (5-7 человек), характерных для частных компаний, четырёх комитетов многовато.

Питер Друкер о роли Совета директоров

«При этом действительно существуют функции, которые может исполнять только Совет директоров. Кто-то должен решить, чем занимается компания и чем она должна заниматься. Кто-то должен одобрить конечную формулировку глобальных целей, которые компания сама формирует для себя, и методику измерений, с помощью которых будет оцениваться движение к этим целям. Кто-то должен критически подойти к планированию прибыли компании, к её политике капиталовложений и затрат. Кто-то должен выполнять функции верховного судьи в решении проблем компании, выступать, так сказать, в роли «последней инстанции». Кто-то должен следить за внутренним климатом компании, за тем, чтобы компания успешно использовала сильные стороны своих сотрудников и нейтрализовала слабые, чтобы проводилась подготовка следующего поколения менеджеров. Кто-то должен, наконец, присматривать за тем, чтобы расходы на менеджмент, а также применяемые в компании средства и методы управления укрепляли компанию и поддерживали её движение к поставленным целям».

Всё сказанное относилось к компаниям с распылённым владением. Но если мы обсуждаем непубличные частные компании с концентрированным владением, то все приведенные аргументы о необходимости Совета директоров перестают работать, поскольку все эти решения может принимать Собственник или небольшая группа Совладельцев. Как правило, их нельзя назвать «чайниками» в своём бизнесе и их не так много, чтобы невозможно было договориться.

В управленческой практике непубличных компаний необходимость, а не просто полезность Совета директоров не доказана, поэтому их применение в частных компаниях не сильно распространено. Действительно ли Совет директоров необходим частной компании и для каких ситуаций, мы обсудим в следующих статьях и в отдельной главе новой будущей книги «Время собственности», посвященной КУ в непубличных компаниях.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263