А какие есть варианты?
На практике развилка, как правило, между созданием СД (или его аналога) либо созданием Правления (или его аналога).
Можно рассуждать просто: СД является
ядром КУ, поэтому с СД и следует начинать. И я тоже много лет так думал. Но со временем увидел, что в таком случае вновь созданному СД не на что опереться. Кому Совет Директоров адресует свои решения? Ответ очевиден: исполнительным органам. Поскольку в большинстве компаний коллегиальный исполнительный орган (КИО, Правление) не сформирован, то адресуем единоличному – Генеральному директору.
Откуда Совет Директоров берёт проекты своих решений, кто их готовит? Учитывая, что исполнительные органы подотчётны, а не подчинены Совету, выработка решений происходит не в Совете Директоров и затем «спускается» Менеджменту в лице Гендиректора, а в процессе Диалога между Менеджментом и Советом. Если коллегиального исполнительного органа нет, то диалог происходит между Советом Директоров и Генеральным директором: Генеральный директор вносит на рассмотрение Совета проект решения для утверждения и обосновывает необходимость утверждения решения.
И довольно скоро на заседаниях Совета случается такая ситуация, которую я наблюдал в некоторых компаниях, работая в них независимым директором. При обсуждении проекта я задавал вопрос Гендиректору, что по поводу решения думает его «команда»?
Этот вопрос вызывал у него недоумение: какая команда? Соответствующие замы посмотрели, согласовали. Проект одного решения согласовывает одна группа заместителей и специалистов, проект другого – другая. В точном соответствии с «профильным» подходом к принятию решений. Никакого «колхоза», все занимаются своими вопросами.
Мало того, в некоторых крупных компаниях менеджмент формировал несколько профильных постоянно действующих комитетов при Генеральном директоре, которые должны были формировать проекты решений. Пример – Комитет по бюджетированию, Инвестиционный комитет, Комитет по оргразвитию и т.п.
Но последующее обсуждение на Совете Директоров представленных проектов обычно выявляло в проекте решения изъяны, которые были не очевидны специалистам, готовившим решение. Приходилось отправлять его на доработку с привлечением более широкого круга специалистов и топ-менеджеров.
Либо происходило иное: Совет Директоров утверждал решение, предложенное Генеральным директором, но затем, в процессе реализации решения возникали препятствия и «вопросы», связанные с тем, что не все существенные риски были учтены, не все ключевые стейкхолдеры были привлечены к выработке решения.
Совет Директоров оказывался в ситуации, когда он не мог быть уверен в реализуемости подготовленного решения.
Начали разбираться с процессом принятия решений. В частности, провели анализ существующих Комитетов и их компетенцию. Выяснилось, что их состав отличается секретарями и некоторыми профильными специалистами, но зато заместители Генерального директора почти в полном составе входят в каждый из Комитетов, просто председателями Комитетов являются соответствующие заместители. Такая организация Комитетов требовала многократных заседаний, согласования графиков занятых топов и либо занимала много времени, либо заседания просто переносились и не проводились в плановом режиме.
Напрашивалось решение объединить компетенцию этих Комитетов и создать один орган, включающий в себя тех заместителей Гендиректора, которые были членами большинства Комитетов. В таком случае не нужно было проводить заседания нескольких коллегиальных органов, а решать вопросы в нужном составе топ-менеджеров, приглашая на их рассмотрение нужных специалистов и руководителей среднего звена. Как правило, такое решение поддерживалось топ-менеджментом. Им не нужно было придумывать, чем заниматься, они уже понимали, какие вопросы будут обсуждать совместно. Оставалось лишь выработать разумный график заседаний и снабдить этот орган единственными Секретарем и Председателем. Секретарь на первом месте упомянут не зря: это очень важная фигура для организации работы коллегиального органа.