Аутсайдерская модель (W) предполагает «рыночный тип контроля»: если акционеры недовольны действиями Менеджеров, они уходят через продажу акций. Акции дешевеют, и стратегический Акционер поглощает компанию, в результате чего концентрация собственности повышается. Если после этого он меняет управление, то акции дорожают и их можно продать, заработав премию. Компании с аутсайдерской моделью КУ имеют стратегические и преемственные перспективы.
Инсайдерская модель (B) отличается более концентрированной собственностью (блокирующие акционеры), позволяющей владельцам блокирующих пакетов эффективно контролировать менеджмент и более активно участвовать в стратегическом управлении.
Если в модели W главный конфликт – между распылённым акционерным сообществом и менеджментом, концентрирующем власть и информацию, то в модели В – это конфликт между несколькими крупнейшими акционерами с одной стороны и массой миноритарных акционеров – с другой. В специальной литературе это называется проблемой «окапывания»
(entrenchment). В модели W «окапывающимся» является менеджмент, а в В – владельцы блокирующих пакетов. «С известным преувеличением можно сказать, что в конечном счёте смысл различных механизмов корпоративного управления как раз и состоит в том, чтобы способствовать её решению».
Нельзя однозначно сказать, какая из этих моделей «лучше». Каждая имеет свои плюсы и минусы. Вероятно, преимущество не в том или ином статическом состоянии, а в гибкости перехода от W к B в необходимых случаях. Наиболее гибкой считается система корпоративного управления Великобритании, позволяющая активно применять сделки слияния-поглощения для реструктуризации компаний. Сама по себе такая сделка часто сводится к тому, что компания, находящаяся в распылённом владении, но недостаточно конкурентоспособная, становится мишенью для поглощения. Новый акционер, желающий получить контроль, скупает акции, которые ему с удовольствием продают многие миноритарные акционеры. В результате он получает блокирующий или контрольный пакет. Компания из W-типа превращается в B-тип. После этого новый акционер проводит управленческие преобразования и вновь, уже с премией, продаёт свой пакет на рынке распылённым акционерам или другому стратегическому инвестору.
Также о сравнении различных моделей корпоративного управления —
Геннадий Газин, «Корпоративное управление в России: реальное конкурентное преимущество». Вестник МакКинси Вестник McKinsey №1, 2003, 6-19.