SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

4 УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ - «ДРАКОН» В КОРПОРАТИВНОМ «ТАКСИ»

26/09/2020
Ранее мы уже разобрали две модели: Собственника как трёхголового «Дракона» и Компанию как «Такси».

Продолжая аналогию, можно сказать, что управление Компанией со стороны Собственника выглядит как поездка «дракона» в «такси». Дракону предстоит решить непростую задачу: на каких сиденьях разместить свои головы и то, чем сидят.

Корпоративное право предоставляет корпорациям выстроить 4 уровня управления корпорацией:

1. Высший орган управления (ВОУ) – Общее собрание владельцев (далее – Собрание).

2. Коллегиальный орган управления (КОУ) – Наблюдательный или иной Совет (НС), в т.ч. Совет директоров (СД).

3. Коллегиальный исполнительны орган (КИО) – Правление, Дирекция.

4. Единоличный исполнительный орган (ЕИО) – Генеральный директор, Директор, Президент, Председатель Правления. Либо Управляющий или Управляющая организация, если такое решение принято ВОУ.

Первый и четвертый органы (ВОУ и ЕИО) обязательны в любой корпорации, как публичной, так и непубличной. Для непубличных же компаний второй и третий (КОУ и КИО) – не обязательны, поэтому они выделены курсивом. Однако для публичных АО обязателен КОУ (Совет), поэтому он выделен полужирным курсивом.

Для кого места в «такси» не нашлось?
Необязательные органы формируются по решению Владельцев, принятому квалифицированным большинством голосов или единогласно, после чего указываются в Уставе компании. То есть Владельцам, принимающим это решение, нужно убедиться, что тот или иной необязательный коллегиальный орган не просто Полезен, но Необходим компании. В противном случае соображения простоты управления берут верх.

Поэтому в следующих статьях и в новой будущей книге «Время собственности» мы будем разбирать особенности каждого органа, сравнивать их между собой.

Создание Коллегиальных органов (КО) — это создание своеобразных «коммуникационных петель» внутри Компании. Собственнику, который понимает суть работы КО и даёт им ее выполнять, «коммуникационная петля» нужна для самодисциплинирования. Когда есть несколько органов управления, каждый со своими полномочиями, то даже в случае вхождения Собственника в каждый из них, ему приходится отслеживать, в какой роли он принимает то или иное решение. Это заставляет его мыслить и действовать в терминах ролей, а не статуса «главного по всему». Роль прекрасна тем, что её могут играть разные «актёры». Есть незаменимые роли, но нет незаменимых актёров. Различение ролей даже в одной голове (Собственника) — это большой шаг на пути повышения владельческой эффективности.
Внимательный читатель может поинтересоваться, как соотносятся указанные 4 типа органов с моделью «такси». Например, для ЕИО место определено – Водитель. Для ВОУ тоже определено – место Активного пассажира сзади справа, где размещается Собственник, и сзади слева – для остальных совладельцев-миноритариев, если они есть. Для КОУ (СД) – место «Штурмана» справа от Водителя. Но получается, что для КИО (Правления) место в «такси» не нашлось?

Да, это так. Как известно, модель – это упрощение реальности и в данном случае модель «такси» не предусматривает места для КИО. Модель «такси» предназначена в первую очередь для того, чтобы сориентировать Собственника по его участию в управлении/контроле – «текущем», «стратегическом» или «владельческом контроле». Из анализа законодательства следует, что исполнительные органы (как ЕИО, так и КИО) осуществляют текущее управление[1]. Председателем КИО, как правило, является ЕИО. К компетенции исполнительных органов относятся вопросы, не отнесённые уставом к компетенции ВОУ и КОУ[2]. Переводя на управленческий язык, Собрание и Совет занимаются соответственно владельческим контролем и стратегией, а Гендиректор и Правление – текучкой. И тогда получается, что в модели «такси» Правление тоже должно находиться на месте Водителя. Согласитесь, что это выглядит абсурдно.

Но роль Правления очень важна для модели «такси». Собственнику, решившему «перейти от текучки к стратегическому управлению», т.е. пересесть с места «водителя» на место «штурмана», недостаточно просто пересесть в кресло справа от «водителя». Если это «кресло» не оснащено «штурманской панелью управления», оно остаётся просто «пассажирским» креслом. Поэтому Собственнику приходится «на ходу» превращать это «пассажирское» кресло в «штурманское», и только затем имеет смысл «пересаживаться». Так вот, забегая вперёд скажу, что Правление позволяет провести эту операцию «на ходу». Однако, не будем торопиться. Вначале разберём, что из себя представляют коллегиальные органы компании и чем отличаются друг от друга.

[1] Пункт 1 ст. 69 ФЗ Об АО.
[2] Пункт 3 ст. 65.3. ГК РФ.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263