ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА И ВРЕМЕНИ СОБСТВЕННИКА
[1] Когда компания «стартует с нуля», капитала, которым можно управлять, еще нет, поэтому этот вариант подходит только состоятельным Собственникам.
Инвестирование времени — такое же стратегическое решение, как и инвестирование денег, а время — тоже инвестиционный ресурс. Поэтому, сколько бы мы ни считали деньги Собственника и отдачу на инвестированный Капитал, эти расчёты не будут полными без учета количества инвестированного времени и финансовой отдачи на каждый час, вложенный им в Бизнес. Стоит ли полученная финансовая отдача на Капитал того времени, которое было вложено, чтобы её получить? Время Собственника не может то убывать, то прибывать, как деньги, — оно только убывает, и в этом его ключевое отличие от других инвестиционных ресурсов. Время — ограниченный, конечный ресурс, оценка которого влияет на оценку Бизнеса.
Собственник инвестирует, тратит, меняет или дарит своё время Бизнесу каждый день и делает это лично. Время — персональный ресурс Собственника, который неотделим от него, поэтому он не принадлежит Компании. Компания даже не может купить время Собственника как время других сотрудников, ведь он не нанимается в свой Бизнес. Но если его время не посчитать и не оценить, то по умолчанию оно будет считаться оцененным в ноль. Если считать лишь отдачу на инвестированный Капитал, никоим образом не учитывая время, затраченное на получение прибыли, то нельзя будет узнать, когда оно имеет положительную, а когда — отрицательную величину, тем самым невозможно будет понять, когда Собственник добавляет стоимость Бизнесу, а когда отнимает её.
Сказанное подводит к ранее неочевидному выводу о том, что оценивать стоимость бизнеса Собственнику нужно не только в тех редких случаях, когда решил его продать или выйти на биржу, а напротив, в регулярном, даже каждодневном режиме, в том же режиме, в котором оценивается прибыльность конкретных сделок. Именно необходимость оценки стоимости персонального времени требует от Собственника в т.ч. непубличной компании применять инструменты управление стоимостью компании.
Цифры, и правда, впечатляющие, но у семьи нет ни дома на Рублевке, ни яхты. Есть только многолетний труд почти без выходных.
Отец-Совладелец звонит Оценщику: «Оценщик, скажи, откуда взялись цифры, показывающие мое состояние?»
Оценщик: «Компания стоит 3*EBITDA. У тебя треть».
Совладелец: «Почему треть понятно, но почему всего три EBITDA?»
Оценщик: «Потому что Компания непрозрачна и из-за этого — рискованна».
Совладелец: «А как можно иначе?»
Оценщик: «Если бы была «белой и пушистой«, то стоила бы 5».
Совладелец: «При той же самой EBITDA?»
Оценщик: «Да. Стоимость может расти даже тогда, когда прибыль не растёт. И ты бы еще смог «откэшиться», продав часть своего пакета на бирже».
Совладелец: «И сколько стоит «помыться и причесаться», чтобы стать «белым и пушистым»?
Оценщик: примерно 3 млн долларов, учитывая аудит у компании из Big 4. То есть по 1 млн на брата.
Совладелец: «Так, понятно! Где эта «баня» и «парикмахерская»?»
Подведем итог. Собственнику нужно оценить Компанию, чтобы понять цену своего состояния. Предприниматель вкладывает в бизнес не только деньги, но и другие ресурсы, поэтому для него ценность собственного Бизнеса гораздо выше, чем для внешнего Инвестора, однако внешний Инвестор оценивает Компанию по рыночным критериям. Следовательно, если Собственник лично управляет Бизнесом, чтобы зарабатывать больше, то при продаже Бизнеса он больше и потеряет из-за того, что его управление — фактор, снижающий рыночную стоимость Компании. В долгосрочной перспективе Бизнес выгоднее делать прозрачным и самостоятельным. При этом Собственнику не обязательно полностью выходить из управления, как только Бизнес это позволит, ему достаточно построить такую систему, при которой у него появится возможность из него выйти. Чтобы управлять стоимостью своего времени, Собственнику необходимо не от случая к случаю, а на регулярной основе оценивать стоимость и использовать инструменты управления стоимостью бизнеса.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!