СОБСТВЕННИК КАК «АВТОСТЕЙКХОЛДЕР»
Как «автостейкхолдер» Собственник неминуемо сталкивается с конфликтом интересов и ценностными конфликтами. К примеру, мы наблюдаем конфликт Ценностей и Интересов, когда Собственники виноградников в Европе несут убытки, но не избавляются от Бизнеса. С экономической точки зрения, такое поведение кажется нерациональным, но в другой системе координат, с точки зрения Ценностей Собственника, оно рациональное. На мой взгляд, анализируя деятельность Собственника, следует учитывать, что он принимает решения в зависимости от ситуации, руководствуясь различными рациональными соображениями, поэтому не стоит объявлять сходу его поведение иррациональным только с экономической точки зрения.
Собственнику постоянно приходится «договариваться самому с собой» о своих хотениях, находить баланс между интересами стейкхолдеров (особенно между интересами Семьи и Бизнеса), решать конфликты ролей, которые он играет в Компании (чаще всего конфликт Собственник vs Менеджер) и, как уже было сказано, конфликты между собственными Интересами и Ценностями.
Понятия Интерес и Ценность достаточно сложны и многогранны. Их анализируют экономисты, социологи, философы.
Если расширительно их трактовать, то будет затруднительно различать, они станут почти синонимами. Нам же следует показать разницу между ними.
Не претендуя на полноту, приведу своё понимание их различия, которое используется в книге «Время собственности».
Ценность имеет славянские корни и обозначает примерно то же: нечто значительное. Под Ценностью будем понимать безусловные императивы и табу (что обязательно делать и что ни в коем случае нельзя). Ценности не имеют стоимостной оценки. Пример такой ценности: принцип «договор дороже денег». Однажды данное слово «дороже» выгоды, причём не понятно насколько, возможно, на «бесконечно».
Бывают и более трудные случаи, когда Собственник относится к своему Бизнесу как к детищу, ребенку, а не просто как к источнику экономической выгоды. И тогда конфликт ценностей Семьи и Бизнеса может принять в его сознании драматические формы, стать «внутрисемейным». Дело в том, что члены семьи Собственника могут воспринимать Бизнес вовсе не как его «детище», то есть не как ещё одного члена семьи, а как «другую семью», с которой их отец или мать «изменяет» «первой» или «настоящей» семье. Сделать свой бизнес «детищем» не только для себя, но и для Семьи может стать труднейшей задачей для Собственника.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!