Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

СОБСТВЕННИК КАК «АВТОСТЕЙКХОЛДЕР»

21/12/2020
Отчасти из-за того, что Собственники — не обычные миноритарные Акционеры, у них особые проблемы. Собственник сначала думает, чего хотеть от бизнеса, а потом — как получить то, чего он хочет, то есть как управлять Бизнесом, развивать его, выстраивать отношения с менеджерами, обеспечить владельческую преемственность, чем заняться после отхода от дел и т. д. Таких вопросов, требующих разрешения множества внутренних и внешних конфликтов, у Менеджеров, Работников, а тем более у Компании, даже не возникает.

Из консультационной практики

Не однажды бизнесмены задавали мне примерно такие вопросы: «Зачем продолжать заниматься бизнесом? Когда-то я создавал его, чтобы просто прокормить семью. Сейчас бизнес не просто кормит, но и обеспечивает нас. Однако теперь появились и другие виды деятельности, которые позволяют с неменьшим успехом обеспечивать семью, требуя гораздо меньше времени и нервов. Тогда зачем продолжать? Я бы прекратил его, передал кому-то, но не знаю как. Бизнес, как чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко».

Как «автостейкхолдер» Собственник неминуемо сталкивается с конфликтом интересов и ценностными конфликтами. К примеру, мы наблюдаем конфликт Ценностей и Интересов, когда Собственники виноградников в Европе несут убытки, но не избавляются от Бизнеса. С экономической точки зрения, такое поведение кажется нерациональным, но в другой системе координат, с точки зрения Ценностей Собственника, оно рациональное. На мой взгляд, анализируя деятельность Собственника, следует учитывать, что он принимает решения в зависимости от ситуации, руководствуясь различными рациональными соображениями, поэтому не стоит объявлять сходу его поведение иррациональным только с экономической точки зрения.

Собственнику постоянно приходится «договариваться самому с собой» о своих хотениях, находить баланс между интересами стейкхолдеров (особенно между интересами Семьи и Бизнеса), решать конфликты ролей, которые он играет в Компании (чаще всего конфликт Собственник vs Менеджер) и, как уже было сказано, конфликты между собственными Интересами и Ценностями.

Понятия Интерес и Ценность достаточно сложны и многогранны. Их анализируют экономисты, социологи, философы.

Если расширительно их трактовать, то будет затруднительно различать, они станут почти синонимами. Нам же следует показать разницу между ними.

Не претендуя на полноту, приведу своё понимание их различия, которое используется в книге "Время собственности".
Интерес (от лат. Interest – имеет значение или interesse – иметь значение). Более узкое значение: процентная ставка за пользование деньгами. Будем трактовать Интересы как условные императивы и табу, то есть они имеют стоимостную оценку. Синонимом можно считать понятие «Выгода», поскольку мы говорим о бизнесе.

Ценность имеет славянские корни и обозначает примерно то же: нечто значительное. Под Ценностью будем понимать безусловные императивы и табу (что обязательно делать и что ни в коем случае нельзя). Ценности не имеют стоимостной оценки. Пример такой ценности: принцип «договор дороже денег». Однажды данное слово «дороже» выгоды, причём не понятно насколько, возможно, на «бесконечно».

«Высший орган управления» для Собственника — не «собрание акционеров», а его персональные Ценности. Он может жертвовать Интересом (выгодой), чтобы придерживаться Ценностей. К примеру, многие Собственники делают выбор в пользу Ценностей, а не Интересов, когда приходится выбирать между Семьей (ценность) и Бизнесом (интерес).

Бывают и более трудные случаи, когда Собственник относится к своему Бизнесу как к детищу, ребенку, а не просто как к источнику экономической выгоды. И тогда конфликт ценностей Семьи и Бизнеса может принять в его сознании драматические формы, стать «внутрисемейным». Дело в том, что члены семьи Собственника могут воспринимать Бизнес вовсе не как его «детище», то есть не как ещё одного члена семьи, а как «другую семью», с которой их отец или мать «изменяет» «первой» или «настоящей» семье. Сделать свой бизнес «детищем» не только для себя, но и для Семьи может стать труднейшей задачей для Собственника.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ