SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ШАГИ ОТХОДА ОТ УПРАВЛЕНИЯ

24/11/2020

Давайте поговорим о шагах перехода Собственника от управленческой к сугубо владельческой роли.

Шаг 1. Собственник в роли Менеджера

В роли Менеджера Собственник разделяет управленческие и владельческие полномочия и выстраивает такую систему управления, которая позволяет ему отойти от оперативного управления в любое время. Для этого ему приходится решать, какие полномочия он делегирует нанятому Менеджеру, а какие оставляет за собой как Собственником. Этот этап завершается разделением функций Собственника (ВОУ) и Менеджера (ЕИО) после того, как Собственник фактически составит контракт с самим собой, юридически — как Собственник с Менеджером, и сформирует команду Топ-менеджеров (потенциального Правления).

Шаг 2. Собственник — не Менеджер, но Стратег

Оговорюсь сразу. Этот шаг часто встречается, но я не верю в его эффективность и надёжность. Привожу его здесь не в качестве рекомендации, а как часто встречающийся сценарий.

На этом этапе Собственник определяет стратегию, он неотделим от Бизнеса, а нанятый Менеджер подчиняется ему. Менеджер не несёт реальной ответственности за бизнес. Их отношения — это отношения «начальник-подчиненный», а не «принципал-агент». То есть Топ-менеджер он только формально, фактически же это «топ-исполнитель».

Для отделения бизнеса от Собственника и передачи ответственности за управление Менеджеру, необходимо создать какой-то посреднический орган — Совет директоров или Правление (или его аналог).

Мне известны примеры, когда Собственники именно таким образом переходили от текущего управления к стратегическому, но я не припомню случая, когда это получалось ко взаимному и долгосрочному удовольствию. Как мы уже говорили раньше, проблема здесь в том, что переход от единоличного к «экипажному» управлению не был подготовлен надлежащим образом. Кроме того, мои наблюдения показывают, что даже если задаться целью подготовить «экипаж» только из двух человек: наёмного Топ-менеджера — «водителя» и Собственника — «штурмана» по «модели такси», это не сработает. Проблемой станет «команда», то есть группа топ-менеджеров, изначально работавших с Собственником как Лидером, а затем вдруг столкнувшаяся с тем, что кто-то из них становится новым лидером либо вообще приходит «со стороны».

Не буду описывать здесь известные из бизнес-литературы и знакомые читателям по собственному опыту нюансы ситуаций, когда такая «команда» начинает «испытывать» нового лидера на прочность, и тот зачастую не выдерживает испытаний. Он либо уходит, либо требует смены команды, либо становится «первым среди равных» и возвращает лидерство Собственнику.

Фундаментальной причиной неудач такого шага я считаю неправильную постановку задачи. Мы уже говорили, что «отойти от текущего управления» — некорректная формулировка, лучше настроить себя «перейти от текущего управления к… стратегическому, например». Так и здесь: некорректно ставить задачу «передать функции текущего управления наёмному гендиректору», лучше сформулировать её иначе: «передать текущее управление некоему корпоративному коллегиальному Институту, состоящему из топ-менеджеров, координатором, а в перспективе и лидером, которого станет наемный гендиректор».

Общий вывод: если не решить вопрос с топ-менеджерской группой (пока не называю её командой), «экипажности» не получится. Такая группа претендует на свои места в «экипаже», как только единоличная система управления начинает меняться на «экипажную».

Вот почему с годами я стал сторонником формирования коллегиальной топ-менеджерской команды в виде Правления или его аналогов ещё до стадии формирования Совета директоров.

Именно поэтому следующим шагом рекомендую формирование Топ-менеджерской команды. Мало того, я готов рискнуть и посоветовать совершить этот шаг вместо только что описанного второго, в долгосрочную реалистичность которого не очень верю.

Щаг 3. Формирование Топ-менеджерской команды (Правление или его аналог)

На этом этапе Собственник, ещё являющийся либо Гендиректором, либо занимающий какую-то иную топ-менеджерскую позицию в Компании, формирует коллегиальный топ-менеджерский орган, принимающий решения голосованием по аналогии с Советом директоров. Таким органом может выступать вполне официальное Правление, прописанное в Уставе компании, а может быть и «квазиорган», называемый «Управляющим комитетом», который имеет статус совещательного, но при этом несёт меньше ответственности. Однако и он позволяет существенно продвинуть ситуацию с топ-менеджерской группой и начать преобразовывать её в топ-менеджерскую команду. Более подробно об этом мы уже говорили в главах, посвященных корпоративному управлению.

Когда создаётся Правление, Собственник впервые начинает учиться работать в коллегиальном органе, принимающем решения голосованием, в котором Собственник является «миноритарием», поскольку у него, как и у других членов Правления, всего один голос. У некоторых Собственников и членов топ-менеджерских групп такая ситуация вызывает шок и дискомфорт. А потому требуется несколько лет работы в подобном режиме, чтобы сформировались корпоративные привычки и соответствующий стиль, чтобы все участники поверили в то, что это «не игрушки», а реальный управленческий механизм, дисциплинирующий в том числе и самого Собственника.

Результатом подобного шага должна стать появившаяся у Собственника уверенность, что топ-менеджерская группа заработала не просто как группа его помощников, а как команда, то есть по сформированным правилам и процедурам, слаженно и четко. Уверенность, что ей можно доверить текущее управление Компанией, а самому начать формировать Совет директоров как орган стратегического управления, как правильное «место штурмана», при этом сохранив членство в топ-менеджерской команде и участие в работе коллегиального органа, но не обязательно председательство в нем. Переход Собственника из Правления в Совет директоров должен восприниматься топ-менеджерской командой не как «потеря головы», а как «потеря одного из зубов»: жалко, но заменить можно.

Шаг 4. Появление Совета директоров

На первых трёх стадиях формирования КУ можно обойтись и без Совета директоров, но дальше без него никак. В переходный период (от управленческой к владельческой роли) Совет директоров оказывает помощь в оценке квалификации и лидерских качеств потенциальных преемников, дает рекомендации по кадрам, помогает сформировать стратегию бизнеса, проводить аудит и контроль финансовой деятельности, выстраивать систему управления и контроля. Основная задача СД — обеспечить преемственность и развитие бизнеса.

Совет директоров может формироваться в три этапа.

1. Собственник занимает должность Председателя СД (СД = «отдел Собственника»). Но тогда он, в соответствии с законодательством, должен будет покинуть Правление, если оно сформировано официально.

2. Собственник занимает должность Председателя комитета СД, например, комитета по стратегии или другого.

3. Собственник — член Совета директоров. Этот этап может быть и первым, если Собственник найдёт достойного Председателя СД, а сам на некоторое время сохранит членство в Правлении. Мне известны случаи, когда владельцы участвовали в работе СД в качестве членов, не занимая изначально кресло Председателя СД.

Когда создается СД, Собственник учится выполнять роль лидера коллегиального органа управления, в котором все участники равны, обладают равными голосами и не подчинены Председателю в период между заседаниями, в отличие от Правления. При наличии у компании Собственника, СД скорее напоминает совет экспертов или советников, однако его создание помогает сформировать новые управленческие привычки.

Собственник, который организовал бизнес с нуля и единолично им руководил, обычно не готов сразу же передать всю полноту власти новосозданному СД, и первое время сам им управляет. Когда Собственник начинает доверять Совету, то решает двигаться дальше и сперва отделяет от себя председательство, а потом и место в Совете, после чего начинает контролировать деятельность СД не как его член, а как акционер компании.

Шаг 5. Собственник как высший орган в одном лице

Высший орган управления всегда контролирует СД, поскольку назначает большинство его членов. Это значит, что даже выйдя из состава СД, Собственник сохраняет контроль над бизнесом, оставляя за собой ключевые кадровые решения и право оценки деятельности сформированных им органов.

Шаг 6. Собственник как мажоритарный Акционер

Собственник, который вышел из оперативного управления и Совета директоров, и готовый продать часть акций, превращается в мажоритарного акционера. При частичной продаже акций это происходит постепенно, при единомоментной продаже заметного для биржи пакета — быстро, однако при этом может снизиться цена акций.

Шаг 7. Собственник как миноритарный Акционер

Дальнейшая продажа акций может сделать Собственника миноритарным акционером. В процессе продажи он может работать в СД, однако не всегда имеет смысл продавать свои акции постепенно. Владелец контрольного пакета обычно может расcчитывать на «премию за контроль», когда продаёт контрольный пакет, хотя такая сделка вряд ли будет биржевой. Напротив, она относится к слияниям/поглощениям (M&A).

В зависимости от количества акций и вида деятельности Собственника, количество времени, которое он тратит на бизнес и количество его властных полномочий в бизнесе, различны.

Хотя мы описали всего семь шагов, не обязательно, что их может быть только семь.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263