Согласно одной из социологических теорий, институт Семьи появился в связи с развитием частной собственности, когда у мужчин возникла необходимость передавать по наследству своим детям всё нажитое и завоёванное[1]. Единственным способом удостовериться, что наследство передаётся своему, а не чужому ребенку, стало закрепление женщины за мужчиной. Таким образом, институт Семьи лишь следовал за институтом частной собственности, но с тех пор Семья стала самостоятельной ценностью как для женщин, так и для мужчин. Собственник может оказаться перед дилеммой: Семья или Бизнес? К примеру, Собственник выбирает Семью, когда вместо продажи Бизнеса в момент самой высокой стоимости решает передать его по наследству. Это, кстати, с большой вероятностью ведет к снижению стоимости Бизнеса (хорошо, если к временному).
О целях и ценностях А: Сколько стоит Ваш бизнес по производству красной синьки?
Б: Он не продается, это родовой бизнес уже в пяти поколениях.
А: По моим оценкам он стоит 10 миллионов.
Б: Почему так дешево?
А: А по-вашему, сколько?
Б: Миллионов 15.
А: Плачу 16 наличными и завтра.
Б: Только не я еду к вам за деньгами, а вы привозите их в мой офис…
На рисунке, где изображен Собственник в окружении своих стейкхолдеров, Семья и Бизнес не зря тянут его в разные стороны. В России Бизнес ещё не научился работать на консолидацию Семьи, как это бывает в странах с развитой системой преемственности. Если для Собственника Семья важнее Бизнеса, то со временем он начинает всё меньше времени тратить на Бизнес и всё больше — на Семью и/или заранее готовит Преемника, ради которого готов поступиться частью своей власти в Бизнесе. Как правило, для этого Собственник создаёт правила и в Бизнесе, и в Семье, которые приходится соблюдать и ему самому. Если для Бизнеса правила записывают в Уставе и других внутренних нормативных документах, то примером такого документа в Семье является Семейная конституция. Но об этом позднее.
[1] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1975.