SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПАНИЙ

07/12/2020
В рамках книги «Время Собственности« мы говорим о непубличных компаниях, не подчеркивая различий между Компанией и Бизнесом, и имея в виду, что Компания – это отдельный Бизнес, которым Собственник или Совладельцы управляют как отдельной целостной сущностью. И в таком подходе набор юридических лиц для них имеет вторичное, техническое значение, поэтому нам нет необходимости «лезть внутрь», разбирая структуру юридических лиц, задействованных в бизнесе. Этот подход хорош для того, чтобы представить и пояснить основные идеи, изложенные в книге, но он всё же достаточно груб, поскольку не предполагает, что у юридических лиц, составляющих Бизнес, может быть собственное корпоративное управление, нацеленное не столько на «конечных Совладельцев», сколько на стейкхолдеров внутри группы юридических лиц, составляющих Бизнес.

В России, да и не только в ней, очень многие, если не большинство бизнесов работают посредством Групп компаний. Часть Групп можно назвать Холдингами (от англ. hold — держать), если такая Группа устроена иерархично и включает одну Головную Компанию и набор Дочерних компаний (ДК). Головная компания Холдинга (ГКХ) является держателем контрольных пакетов акций дочерних компаний.

Помимо вопроса владения всегда существует и вопрос организации управления в Группе. Законодательство предусматривает возможность использования юридического лица (управляющей организации) в роли ЕИО. Управляющая организация (УО) работает с управляемым юрлицом по договору управления. Это позволяет выстроить текущее управление многими компаниями по единым правилам.

Головная компания Холдинга в общем случае не совпадает с Управляющей Организацией.

В таком случае возникает вопрос, в какой из них разворачивать и развивать систему КУ верхнего уровня, куда помещать коллегиальные органы, отвечающие за весь бизнес? Какую из них делать Корпоративным Центром (КЦ)?

Корпоративный центр
Корпоративный центр (КЦ) нужен не столько Владельцам, хотя они создают его модель, сколько Группе как Бизнесу, поскольку он решает только проблемы Группы, выполняя общегрупповые функции. Владельцам же нужен центр принятия владельческих решений. В Холдинге таким центром является Собрание владельцев ГКХ. В Группе, в которой Совладельцы перемешаны, может формироваться неформальный орган. В одной из клиентских компаний существовали т.н. «чаепития владельцев».

В каждом случае на вопрос о том, какая компания будет выполнять роль КЦ, приходится отвечать индивидуально.

В моей практике случались разные варианты, но чаще более удобно было «заселить» КУ в Управляющую организацию, которая реализует текущее управление.

Почему так? Как в таком случае быть со Стратегическим управлением? Стратегию тоже принимать на уровне УО? И Совет Директоров туда вводить? Чем же он будет заниматься?

Действительно, если бы мы имели дело с публичной ГКХ, то не возникало бы сомнений в том, что Совет Директоров следует формировать именно в ней. Но уже вопрос о том, в каком юрлице Группы разместить Правление был бы не столь однозначен. Есть много причин разместить его в УО. Но как тогда Правлению взаимодействовать с Советом?

В других юрисдикциях такого вопроса не возникает. В европейской «двухпалатной» модели корпоративного управления Наблюдательный Совет и Правление не могут находиться в разных юрлицах и всегда формируются парой. В англо-американской модели вообще нет Правления как органа.

Но в непубличных компаниях, в отличие от публичных, Собственник или Совладельцы часто предпочитают с целью снижения владельческих рисков «отделить» владельческую компанию (ГКХ) от хозяйственных процессов. В таком случае не возникает необходимости формировать в ней Коллегиальные органы, члены которых несут ответственность за принятые управленческие решения, связанные с рисками. Риски текущего управления фокусируются на Управляющей Организации как на ЕИО, и вот в ней-то логично создавать коллегиальные органы, способные управлять этими рисками. И тогда, по аналогии, резонно дополнить УО органом, принимающим стратегические решения в отношении не столько самой УО, сколько в отношении управляемой ей Группы компаний. Пусть Стратегию и Политики разрабатывают Совет и Правление УО. Если потребуется придать юридический статус разработанной Стратегии от имени ГКХ, то эту техническую работу выполнят юристы. Но, как правило, этого не требуется, поскольку Стратегия и Политики – фактически Внутренние документы для Бизнеса, а значит, и для компаний Группы.

Итак, в непубличном Бизнесе среднего размера, работающем в виде Группы компаний, имеет смысл формировать Управляющую организацию, отвечающую перед Владельцами за Бизнес, либо её аналог, и там размещать коллегиальные органы и выстраивать систему КУ верхнего уровня.

Экзотичные варианты КУ
Более крупные компании могут позволить себе более экзотические варианты системы КУ. Так, например, ПАО СИБУР, имеющее один из наиболее высоких кредитных рейтингов в России (ruAAA), чья система КУ часто приводится в пример, решил эту задачу нетривиально.

Там сформированы Совет Директоров и Правление на уровне ГКХ – ПАО СИБУР. Но при этом существует дочерняя Управляющая организация, ООО СИБУР, которая является ЕИО в ПАО, и в которой сформировано только более многочисленное Правление (16 членов), без Совета Директоров, причем включающее в себя 6 из 7 членов Правления ПАО. Кроме того, в ООО два ЕИО, один из который – Председатель Правления ПАО, второй – Председатель Правления ООО. Видимо, это логичное следствие дублирования Правления в двух юрлицах.

Но в Группах помимо системы КУ верхнего уровня вполне актуальны вопросы «внутригруппового» КУ, когда коллегиальные органы формируются в Дочерних Компаниях. Здесь важно создать такое разделение компетенций, чтобы эти коллегиальные органы были достаточно самостоятельными, а не просто «машинками для голосования по директиве сверху».

Примером может служить известный девелопер, Группа «Брусника», в которой существует давняя практика формировать Наблюдательные советы на уровне Дочерних Компаний, встроенных в цепь создания стоимости Группы. При этом Наблюдательные советы не претендуют на определение самостоятельной стратегии таких ДК. Помимо Набсоветов там действуют Управляющие Комитеты, составленные из управляющих филиалами соответствующей Дочерней компании, поскольку Группа оперирует в нескольких регионах. Это позволяет формировать консолидированную позицию менеджмента Дочерней Компании для Набсовета. Полномочия и состав НС подобраны таким образом, чтобы обеспечить решение следующих ключевых задач:

1. Обеспечить «сносность» стратегического управления Группы и Дочерней Компании. Председателем НС обычно является кто-то из членов Правления Головной компании Группы,

2. За счёт подотчетности менеджмента обеспечить владельческий и стейкхолдерский контроль за деятельностью Дочерней компании, включая контроль затрат по цепи создания стоимости. В состав НС входят топ-менеджеры от Головной Компании, отвечающие за соответствующую функцию,

3. Внести внешнюю экспертизу с рынка. В состав НС приглашаются независимые эксперты.

4. Обеспечить финансово-экономические результаты: нормативную прибыльность и ликвидность (дивидендный поток в адрес Головной Компании) Дочерней Компании. Для решения этой задачи НС вправе формировать систему вознаграждения для менеджмента.

Эта система позволяет сбалансированно использовать два механизма корпоративного управления: формальные правила/процедуры с одной стороны и кадровый состав НС – с другой. В результате не требуется участия Собственника в составе НС, а Правлению Головной Компании не требуется «спускать» директивы по голосованию на уровень этих Дочерних Компаний.

Допускаю, что приведенный пример – скорее исключение, чем правило. Но это – работающее исключение, и значит, оно может претендовать на правило.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263