SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

13/09/2020
В период роста в российской практике КУ часто использовали для формального соответствия требованиям, например, для IPO или привлечения инвесторов, отдающих предпочтение бизнесу, не зависящему от Собственника. Обычно формальное следование нормам КУ лишь на короткое время улучшает имидж Компании. Более тщательный анализ, к примеру, для рейтинга, может свести имитационный эффект на нет или меняет на противоположный.

Также оно используется для защиты миноритарных акционеров от недобросовестного поведения мажоритарного акционера. Поскольку в России наблюдается высокая концентрация собственности, низкий уровень КУ и слабое правоприменение, то риски для миноритариев, по сравнению с миноритариями в западных компаниях, повышены. Снижение этих рисков также делает Компанию привлекательнее для инвесторов.

Но реже всего российское КУ используется для повышения эффективности управления. Обычно Компанией управляет сам Собственник, который редко готов платить за гипотетическое повышение стоимости реальным уменьшением своей управленческой власти.

Зачем компании корпоративное управление?
Есть пять реальных причин внедрения КУ, которые большинство Собственников пока дружно игнорируют:

1. Повышение стоимости Бизнеса (через оценку) на 10-15%

2. Развитие Бизнеса как самостоятельного субъекта (сепарация от Собственника)

3. Обеспечение управленческой и владельческой преемственности

4. Повышение эффективности владения Бизнесом

5. (Само)Обуздание Собственника (снижение рисков лидера)

Даже если устроить массовый ликбез Собственников в вопросах корпоративного управления на базе западных образцов, этого будет не достаточно. Оно отвечает не на все вопросы.

В России некритичное внедрение КУ по западному образцу способно дать лишь эффект «кукурузизации», пережитый СССР после того, как Никита Хрущёв решил засеять Советский Союз американской кукурузой. На наших землях она не вызревала и шла на силос. Идея провалилась, как это бывает со всеми карго-культами.

Во время Второй мировой войны на один из островов в Тихом океане высадились американские военные. Пока они валили лес и строили взлётно-посадочные полосы, сослуживцы сбрасывали им с самолетов посылки с товарами. Частью груза, который называли «карго», американцы делились с местными жителями.

После войны военные улетели из острова, и туземцы остались без ножей, зажигалок, одежды, палаток и множества других бытовых вещей, к которым успели привыкнуть. Решение нашлось быстро: чтобы с неба сыпались вещи, нужно делать то же, что делали чужестранцы.

Местные жители построили взлётно-посадочные полосы и макеты самолётов из бамбука, маршировали и поднимали флаг, как это делали американские солдаты, но ничего не получилось. Ритуалы не сработали, а бедные люди не поняли почему, они ведь всё делали так же.

С тех пор копирование внешних признаков объекта или процесса без учёта контекста и понимания их содержания в надежде получить результат, который дало использование оригинального объекта или процесса, называют карго-культом.

Специфика российских компаний
«Импортное» Корпоративное управление не учитывает специфику российских частных компаний (как малых, так и больших), в которых есть не множество Акционеров, а один Собственник или несколько Совладельцев. Оно не ориентировано на различение управленческих ролей частного Собственника как Собственника и Менеджера, поскольку не считает такие Компании предметом своего интереса, ведь в корпорациях управление и владение разделены по умолчанию. Этим вопросом чаще занимаются эксперты в области «семейного бизнеса», фактически подразумевая под ним «малый бизнес». Поэтому импортированное КУ часто используется формально — оно просто не способно реально работать в условиях концентрированности владения.

Очевидно, что разным типам Компаний подойдут разные модели (системы) КУ, поэтому есть практическая необходимость в классификации российских Компаний. Каким бы ни был выбор конкретной модели, она должна учитывать высокую степень концентрации владения в непубличных компаниях, т.е. исходить из «стейкхолдерского» подхода к Собственнику (Совладельцам). Собственник должен стоять в центре модели КУ, а она должна полностью соответствовать его самоопределению.

19% в списке Fortune-500 — семейные бизнесы
Учитывая специфику концентрированности владения, субъектного состава владельцев и необходимости грюндерам (первым владельцам) решать вопросы управленческой и владельческой преемственности, предмет российского КУ нужно расширить, включив в него рассмотрение всех вышеперечисленных вопросов, а как именно решить эти вопросы, подскажет практика.

Наиболее релевантным источником опыта для владельцев большинства российских непубличных частных компаний могли бы стать не крупнейшие биржевые, а возрастные родовые компании из развитых стран, поскольку без решения вопросов разделения владения и управления, владельческой и управленческой преемственности они бы не смогли просуществовать несколько поколений. Уверен, что этот опыт пригодился бы не только тем Собственникам, кто решил оставить дело в собственности семьи, но и тем, кто намерен его продать.

Однако законодателем моды и источником норм Корпоративного управления в России является мегарегулятор финансового рынка – Центральный Банк РФ, который закономерно ориентируется не на управленческие задачи массы непубличных компаний, а на рынок ценных бумаг. И это понятно: он смотрит на Корпоративное управление не столько с точки зрения Компании, сколько с точки зрения общества, государства, всей экономики. Для мегарегулятора Корпоративное управление – инструмент создания условий, при которых сбережения граждан превратятся в инвестиции хозяйствующих субъектов. Компании его интересуют в первую очередь как Эмитенты ценных бумаг, поэтому большинство непубличных компаний, естественно, не попадают в поле зрения мегарегулятора. И это даже хорошо, поскольку оставляет таким компаниям достаточно большую степень свободы для конструирования своей системы КУ. Однако чтобы воспользоваться этой «степенью свободы», Владельцам таких компаний требуется определенный уровень корпоративно-управленческой грамотности, для повышения которого написана наша новая будущая книга «Время собственности».

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263