Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

КОМПАНИЯ КАК СТЕЙКХОЛДЕР СОБСТВЕННИКА

23/12/2020
Когда мы помещаем Собственника в центр схемы, то первым делом видим, что Компания является лишь одним из его стейкхолдеров. Нужно ли в таком случае отдельно выделять интересы Компании и определять её как самостоятельного стейкхолдера? На мой взгляд, это необходимо, чтобы в процессе принятия решений отличать интересы других стейкхолдеров от интересов Компании.

Компания, в отличие от человека, не самостоятельна. Обсуждение её интересов стейкхолдерами можно сравнить с обсуждением интересов ребёнка спорящими родителями. Так как ребенок сам не может выразить свой интерес, за него это делают взрослые, а ребёнок в такой ситуации является их стейкхолдером (лицом, заинтересованным в принятии решения, в той или иной мере соответствующего его ожиданиям). Наличие интересов у ребенка формирует интересы родителей. Подобно этому интересы стейкхолдеров Компании формируют ее интересы. Поскольку Собственник — ключевой стейкхолдер, то закономерно, что его интересы больше всего влияют на формирование интересов Компании.

Компания становится стейкхолдером Собственника как минимум в трёх ситуациях:

· при выборе владельческого сценария;

· при выборе типа власти;

· при выборе формата работы над созданием стратегического ви́дения развития компании.



Ви́дение — образ бизнеса в достаточно далёком, но определенном по срокам будущем, соответствующий представлениям Собственника о развитом бизнесе.



Владельческий сценарий (форму владения) выбирает Собственник, учитывая пожелания Семьи. Если Семья хочет продать Бизнес вместо наследования или не хочет превращения непубличной Компании в публичную, то Собственник должен с этим считаться, потому что Наследники все равно поступят по-своему, как только получат такую возможность. Иногда приходится специальными владельческими инструментами, например, наследственными или иными фондами, ограничивать будущую власть наследников.

Типы власти или управления, которым отдают предпочтение Собственники, можно условно назвать «конституционным» и «самодержавным». Подробнее мы обсуждаем их в нашей книге "Время собственности".

Формат работы для формирования стратегического ви́дения развития Компании также определяется Собственником. Первый раз Собственник формирует ви́дение в одиночку, до создания компании, когда ему ещё не с кем делать это совместно. Он может советоваться с другими людьми, но разделить ответственность за принятое решение он ни с кем не может. Поскольку Собственник самостоятельно формирует ви́дение, впоследствии ему придётся или найти сотрудников, разделяющих его, или переформулировать ви́дение с учётом мнения сотрудников. Если он этого не сделает, ему придется мириться с разобщенностью взглядов на будущее Компании, что в лучшем случае замедлит её рост и/или развитие, а в худшем — погубит бизнес. Компания в этом вопросе полностью зависит как от способности Собственника вступать в диалог с миноритарными партнерами, если они есть, и нанятыми сотрудниками, в т. ч. членами Совета директоров, так и от его способности слышать других людей.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ