Собственники одной компании поручили менеджменту «раскрутить» фирму до определённого размера оборотов. Менеджмент вышел со встречным предложением, втрое превышающим задачу, но попросил себе опцион 10% от уставного капитала. Собственники вначале согласились и попросили представить финансовую модель. Каково же было их удивление, когда одним из сценариев предусматривалось расширение компании за счёт привлечения внешних акционеров, после чего у исходных владельцев могло оказаться и 25% акций (четверть стоимости бизнеса, который вырос бы только втрое), и 9% акций (а у менеджмента, напомним, по опциону — 10%). Пришлось существенно перерабатывать модель и схему договорённостей. И дело даже не в злых кознях менеджеров: их не было. Просто менеджмент ориентировался на показатель капитализации как критерий масштабности компании и совсем забыл об интересах акционеров и об их показателе масштабности — размере персонального состояния.
Похожие ситуации возникали после проведения IPO некоторых российских компаний (Русал, ВТБ): в результате IPO капитализация компании растёт, но вскоре после размещения акции падают до цены ниже стоимости размещения, и состояние акционеров уменьшается. Поэтому недостаточно ставить перед менеджментом одну только задачу капитализации. Следует также обусловить её рост увеличением состояния акционеров, а именно, принадлежащих им акций/долей.
Приведённый случай демонстрирует, что показатель масштабности бизнеса (капитализация) не совпадает с показателем масштабности владельца (его состоянием).
«Крутой» Бизнес не делает Собственника «крутым» автоматически, точно так же как эффективный Бизнес не делает его эффективным. Как и Бизнес, Собственник может быть масштабным, но неэффективным. Его
масштабность и эффективность тоже редко сочетаются (точнее сочетаются лишь определённое время, о чём мы поговорим в следующей статье).