SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

О РАЗНИЦЕ В ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ НАЧАЛЬНИКОМ И ПРИНЦИПАЛОМ

19/06/2023
Эта статья возникла после прочтения публикации Людмилы Сарычевой «Как принимать задачи (без недопониманий и скандалов)», полученной по рассылке Мегаплана.
Постановка Задачи – это не монолог Начальника в адрес Подчиненного, а диалог между ними.
Общеизвестна схема элементарного управленческого цикла, состоящего из 4 тактов:

  1. Руководитель (Субъект управления) ставит Задачу Подчиненному (Объекту управления, т.е. осуществляет «управляющее воздействие»). Представьте себе стрелку от Руководителя к Подчиненному.
  2. Подчиненный (Объект управления) ее принимает и исполняет.
  3. после чего Отчитывается (дает Обратную связь). Представьте стрелку от Подчиненного к Руководителю.
  4. На основе его отчета Руководитель принимает решение о снятии задачи с контроля и оценке результата

В статье Людмилы речь идет о двух первых стадиях:

  1. Постановка Задачи (управленческое воздействие, совершаемое Субъектом управления, т.е. Лицом, принимающим решение, Начальником).
  2. Прием Задачи (не результата пока) (эту операцию выполняет Объект управления, т.е. Подчиненный

Эти пункты – про два конца стрелки Управляющего воздействия.

3. Отчет о решении Задачи (выполняет Подчиненный)
4. Принятие отчета: снятие задачи с контроля и оценка Подчиненного (я объединяю эти операции для простоты – ее выполняет Начальник).

Эти пункты – два конца стрелки «обратная связь».

Вот о них и поговорим в этой статье.

Начну с последнего. (п.4)

Задачу, как известно, ставит Начальник (Руководитель). Он же ее и с контроля снимает. На эти две операции у него уходит время.

Любой руководитель, ставящий задачу, должен автоматически резервировать время на приемку результата.

Это, кстати, стимулирует его не «спамить» задачами: чем больше поставишь, тем больше времени уйдет на снятие с контроля.

Приведу пример.

В одном очень крупном холдинге я занялся вопросом контроля исполнения задач, поставленных Собственником.
Там была навороченная система контроля, «все ходы записаны».
Обнаружил, что на контроле «висит» более 100 задач. Объявляю ему о своем «открытии». Он в недоумении и почти возмущении запрашивает список. Приношу. Он смотрит и расслабляется, понимая, что 80% уже выполнено, но только с контроля не снято. А с контроля снимать – его «царское» дело, никто иной не смеет. Да и не было у него референта, который хотя бы отслеживал этот список. Дело в том, что Собственник недавно перестал быть Гендиректором, освободил себе время. А референт полагался только Гендиректору. Получилось, что снятием с контроля, кроме самого Собственника, заниматься некому. А он даже и не планировал у себя такое время, считая это дело не столь важным.

То есть он оказался «узким» звеном в собственном управленческом цикле. Лидеру обычно просто лень должным образом принимать результат и снимать задачу с контроля. Но именно этот акт является актом Оценки Лидером своих Подчиненных. Оценка – от слова Ценность – должна дать сигнал Подчиненному о том, что он сделал Ценную Работу для Компании. Это точка над I, без которой i не является буквой.
Этот эффект не случаен, а закономерен. Дело в том, что Первое лицо (Лидер, Основатель, Собственник) в любой организации является источником Ключевых Возможностей ее развития. Это автоматически означает, что он является источником Ключевых (иногда Фатальных) Рисков для организации.

Если у Организации нет механизма управления рисками Лидера, т.е. механизма «обуздания Собственника», Большие проблемы такой Организации — лишь дело времени.

Такой механизм «обуздания», точнее, «самообуздания» может ввести только Собственник, не менеджеры же. Если Собственник это понимает, конечно… :).

В связи с этим у меня есть некая претензия к разработчикам автоматизированых систем контроля задач, которые стараются поразить Клиентов тем, что эти системы могут контролировать одновременно сотни и тысячи задач. Такие системы несут в себе риск автоматизации «руководящего спама», поскольку создают у Начальника иллюзию, что он теперь может ставить на контроль сотни задач. Тем самым они уводят внимание от налаживания бизнес-процессов таким образом, чтобы количество задач уменьшалось. Думаю, что такие системы должны напротив, вводить ЛИМИТЫ на постановку задач, и Начальник тогда будет думать, ставить ли Задачу или наладить Процесс. Такие лимиты можно вводить, например, в зависимости от числа неснятых с контроля задач. Не имеешь права ставить задачи, если на контроле до сих пор стоит Х твоих задач, по которым уже готов отчет. Либо они должны сниматься с контроля автоматически, если более чем У дней после отчета нет обратной связи.


Выводы по п.4.:

  1. Если Компания (ее Лидер) заинтересована в результатах, а не в наслаждении властью и самим процессом командования (постановкой задач), то процесс работы с Задачами следует налаживать «с конца», с приемки результата, и двигаться к началу, к постановке.
  2. «Слабым» звеном в приемке по определению является Постановщик задачи. Его надо «дисциплинировать». И сделать это он должен сам. Это означает, что он должен быть «базароответственным», т.е. сам соблюдать правила, которые устанавливает. (Это трудно, но кто сказал, что Лидером быть легко?)
  3. Системы автоматизации контроля задач могут быть вредны тем, что поощряют «распорядительский спам» вместо нацеливания на регулярный менеджмент. Они должны быть нацелены не на максимизацию контролируемых задач, а на минимизацию.

По п. 3. Отчёт о решении.

Это, на мой взгляд, «ахиллесова» пята исполнителей. Они не хотят писать отчет, поскольку результат уже достигнут. Обычная отмазка: Вам что нужно, отчет или результат, ехать или «шашечки», как говорят одесские бомбилы?

Мне в своих тренингах приходится применять рискованный ход, апеллируя к слегка искаженному историческому факту. Я спрашиваю у участников, чем по сути «победоносная» армия отличается от «непобедимой»?
(на эту тему еще Лао Цзы размышлял).

Мой ответ: в «непобедимой» армии есть бойцы-герои, типа Александра Матросова, который, как известно, закрыл телом амбразуру ДЗОТА во время войны. Пулеметная поддержка наступления немцев прекратилась, наступление захлебнулось. Наши не побеждены, но и сами не пошли в наступление, поскольку командир якобы не узнал о том, что задача выполнена.

А что было бы в «победоносной» армии? Там боец вначале бы закрыл грудью ДЗОТ, затем доложил Командиру о выполнении задания, и только потом умер.
Только тогда, когда у Командира есть информация о том, что его задача выполнена, и он может принять решение о контрнаступлении. Если же задача выполнена, а информация об этом застряла где-то на пути к Командиру, результат – зряшная работа, это опять i без точки.

Управляющая система питается не результатами, а информацией (в т.ч. о результатах). Поэтому результатом может быть признан только Достоверный и Своевременный Отчет о результате, а не сам результат. Это надо вдалбливать Подчиненным.

Любой отчет должен содержать, как минимум, три ключевых составляющих:

  1. Информацию о том, как Подчиненный понимал свою задачу. (Вы об этом пишете даже в разделе о Приемке задачи. Но и в отчете это следует повторить, для преемственности документов).
  2. Информацию о том, какие решения Подчиненный сам принял для исполнения задачи. (Мы же считаем, что у нас Подчиненные – люди с головой, а не дрессированные обезьяны. Поэтому в ходе исполнения они тоже принимают свои решения, касающиеся выбора средств достижения результата).
  3. Информацию о том, как он исполнил СВОИ решения, содержащую не просто объяснения, но и Самооценку Подчиненным своей работы (это, фактически, проект решения Начальника по оценке работы Подчиненного).

Какие риски провала бывают?

Как минимум, 3:

  1. может быть прекрасное исполнение неправильных решений,
  2. может быть плохое исполнение правильных решений,
  3. может быть прекрасное решение и исполнение неправильно понятой задачи.
  4. Комбинация этих факторов.

Если задача была понята правильно на стадии «приемки» задачи, то рисков остается меньше.

Это важно понимать, чтобы правильно идентифицировать ошибки и извлекать правильные уроки.

Что считать хорошим отчетом?

Убежден, хорошим отчетом даже о плохих результатах должен считаться отчет, отвечающий требованиям Достоверности, Своевременности и Рефлексивности (в т.ч. самооценка), даже если результат не достигнут. Результат может быть плохим, а отчет об этом должен быть хорошим, чтобы Компания училась на своих ошибках. (Как говорят, на чужих ошибках можно научиться только чужому делу).

И напротив, при хорошем результате плохой отчет должен считаться ложкой дегтя и бочке меда и результат не должен засчитываться. Техническое поражение, так сказать.

Выводы по п.3:

  1. Мало быть «непобедимой» армией. Надо быть также «победоносной». Отчет – необходимое условие результата.
  2. Отчет – это не просто поток сознания с описанием событий, а структурированный документ, сопоставляющий факт с планом, дающий возможности извлекать уроки из ошибок и содержащий самооценку Подчиненным своей работы.
О разнице в постановке задач Начальником и Принципалом
В отношении постановки задач я придерживаюсь тезиса: «Нашёл время поставить задачу, найди столько же, если не больше времени снять её с контроля». Возникает закономерный вопрос: а почему этого не может делать помощник?

Может быть, и может. Но что это за задача такая, что даже помощник может её проконтролировать? Это поручение, а не задача. Глубокая задача требует времени постановщика на её осмысление и постановку (доведение до исполнителя так, чтобы тот не просто понял, но и принял). Вроде бы, тогда по SMART должно быть её легко проконтролировать. Но оказывается, что в процессе выполнения сложной задачи выползают такие нюансы, которые требуют и уточнения критериев исполнения. Поэтому, скорее всего, придется и снимать с контроля решением того же лица, который задачу ставит.

В практике работы с задачами есть стереотип, что «постановка задачи труднее, чем её контроль». Поэтому «постановку задачи» считают «царским делом Начальника», а снятие с контроля – так и быть, его референта. Этот стереотип базируется на представлении о том, что Начальник Умнее Подчинённого. Поэтому сам Подчинённый себе такой задачи не поставит. Его задача – не ставить себе задачи, а четко исполнять и отчитываться тоже четко. Настолько четко, что и референт поймет, что можно снять задачу с контроля.

Возможно, в парадигме отношение Подчинённости это работает. Но в отношении парадигмы Подотчётности, характерной для отношений Принципал-Агент, это в принципе не работает.

Ведь в таком случае Принципал не может ставить задачи Агенту, а может только контролировать их. Если же для контроля задачи достаточно компетентности референта, то у Принципала могут быть такие компетенции.

И напротив, к Агенту предъявляются высокие требования по компетентности, чтобы он мог быть Начальником для своих Подчинённых.

И тогда Агент, который должен действовать самостоятельно, обладает мозговым (компетентностным) преимуществом перед Принципалом. То есть, помимо информационной асимметрии, мы еще должны предположить наличие принципиальной компетентностной асимметрии, причем не по профилю компетенции, а по уровню.

Но это же не так. Собственники-Принципалы, чтобы контролировать свой бизнес, должны быть достаточно компетентны для того, чтобы проводить контроль по столь сложной деятельности, как управление бизнесом, а не просто поручения. Иными словами, контроль – не простая работа, которую легко делегировать помощникам.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263