С начала 1990-х я работаю с Собственниками и все время думаю, чему и как на практике обучаются сегодняшние Собственники и каким образом формируется следующее поколение Владельцев-Предпринимателей. Ведь Собственник бизнеса — это не просто статус. Собственник — это также Предприниматель, человек дела. Он действует и набивает шишки, а потом со своей Командой обсуждает и обдумывает свои ошибки как главные причины получения шишек. Он формулирует новые хотения и изобретает новые предпринимательские схемы, после чего вместе с Командой снова их реализует. Поэтому в процессе выработки для Компании Правил управления, которым подчиняется даже Собственник, обязательно должны участвовать ключевые Менеджеры, Партнеры, Команда. Для их привлечения Собственник должен научиться выстраивать не только вертикальную, но и горизонтальную коммуникацию (вести диалог).
Выработка (с подачи Собственника, конечно) Правил управления Компанией, которым Собственник подчиняется вместе со всеми остальными — это уже уровень корпоративного управления. Поскольку эти правила необходимы для каждой Компании, то корпоративное управление необходимо каждой Компании и, соответственно, оно является одним из главных инструментов каждого ответственного Собственника.
Отдельно отмечу, что Собственник не может хотеть чего угодно, лишь бы хотения соответствовали правилам. Напротив, позиция Собственника диктует вопросы, на которые он и только он должен ответить. То есть содержание хотений Собственника диктуется набором вопросов о судьбе его собственности (в данном случае бизнеса, на которые никто, кроме него, не вправе отвечать, причем как в правовом, так и в управленческом смысле).
Законодательство определяет набор вопросов, по которым принимать решение вправе только Высший орган управления компании, т. е. Собрание владельцев, где у Собственника контрольный пакет. (Для простоты рассуждения будем считать, что контрольный пакет, необходимый для решения всех вопросов, одинаков). Список таких решений, на первый взгляд, достаточно скучен. К ним относятся:
• судьбоносные решения о реорганизации или ликвидации;
• изменение устава, т. е. ключевых правил игры, включая набор органов управления и контроля и их компетенцию;
• утверждение годовых отчетов и распределение прибыли;
• формирование персонального состава органов управления и контроля компании и еще ряд специальных вопросов.
Напомню, что с юридической точки зрения принятие решений по этим вопросам является правом Собственника, а не обязанностью. Решения, определяющие судьбу Компании, такие как реорганизация, он может принимать очень редко, а решения о распределении прибыли — даже не каждый год. Получается, что законодательство не особо загружает Собственника работой. Для решения ежегодных вопросов, если не учитывать реорганизацию, ему достаточно нескольких дней в год.
Грубо говоря, если следовать юридической логике, можно сказать, что в случае непринятия Собственником решений по названным вопросам, Компания не пострадает. Если говорить управленческим, а не юридическим языком, то очевидно, что это не так. Если Собственник не примет определенных решений, Компания может прекратить существование. Я считаю, что он должен принимать ключевые решения о форме и способах существования и развития Компании. Здесь важны оба слова — и существование, и развитие.