Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

06/04/2020

Кто продолжит ваше Дело?

Владельческую преемственность в процессе работы с клиентами мы преимущественно обсуждаем с точки зрения интересов Бизнеса, а не Семьи. Главным вопросом является «Кто продолжит Ваше Дело?», а не «Кому и в какой форме достанется Ваше состояние?». Используя метафору бизнеса как «коровы, дающей молоко», нас будет интересовать не набор «молочных продуктов», которые можно сделать из «молока коровы», а судьба самой «коровы».

Именно поэтому мы отдаем приоритет обсуждению ролей Собственника по отношению к Бизнесу, а не Семье. Именно поэтому центральным вопросом в контексте владельческой и управленческой преемственности и корпоративного управления остается вопрос: «кто в Компании после Основателя будет выполнять роль Предпринимателя?»

Сказанное не означает, что подход к владельческой преемственности со стороны Бизнеса более правильный, чем со стороны Семьи. Это лишь говорит о той нише, которую мы выбрали для себя и в которой мы специализируемся как консультанты. Мы сотрудничаем с профессионалами-партнерами, специализирующимися на работе с состоятельными Семьями.

Скажем больше – смена уровня с Бизнеса на Семью позволяет выявлять более широкую предпринимательскую активность – способность семейных фирм создавать ценность из поколения в поколение. Эта перспектива трансгенерационного (передающегося через поколения) семейного предпринимательства ускользает от внимания, если фокусироваться исключительно на уровне бизнеса. С этой точки зрения выход из бизнеса как стратегический шаг способен приумножить семейное богатство и увеличить количество ресурсов, которые можно перераспределить для реализации других бизнес-возможностей. Но чтобы такой шаг стал возможным, компанию нужно подготовить к смене владельца – обеспечить владельческую преемственность.

Преемник – не обязательно Наследник

Преемник – это ведь не обязательно Наследник. Наследство – частный случай владельческой преемственности, причем не самый распространенный в силу своей сложности.

Понятие Преемник шире, чем понятие Наследник. Говоря о Преемнике, мы имеем в виду, в первую очередь, преемственность в Деятельности, а говоря о Наследнике, мы имеем в виду передачу прав Собственности на какие-то активы.

Можно быть Наследником активов, но не быть Преемником бизнеса, и наоборот, стать преемником в управлении бизнесом, но не получить по его по наследству целиком.

Миссия Преемника Основателя – не основывать (новый) бизнес, а осваивать и далее развивать (уже существующий) бизнес, привнести эту новую практику в свою семью, род. Подробнее об этом поговорим в другой статье.

В широком смысле Покупатель бизнеса является Преемником Основателя Дела и осваивать Бизнес ему приходится на тех же принципах, что и Наследнику, если, конечно, мы не имеем дело с поглощением со стороны конкурента или стратега, которые решили «присваивать» и не собираются осваивать.

Family Governance

Для глав состоятельных российских семей, которые мыслят горизонтами нескольких поколений, крайне полезно посмотреть на опыт зарубежного семейного бизнеса. Понимание новых областей знаний в сфере трансгенерационного семейного предпринимательства не просто полезно, а зачастую необходимо для обеспечения полноценной владельческой преемственности не только материальных, но и духовных ценностей в рамках Семьи, Рода, Династии.

Не вдаваясь в подробности просто обозначим набор таких областей:

— Family Governance, в том числе Family Constitution, семейные собрания и совет

— Succession Planning

— Наследственное планирование

— Организационно-правовые инструменты для управления капиталом: фонды, трасты

— Family office

— Родословие и формирование Династии

— Наставничество. Его роль для младшего и старшего поколения

Время собственности

«Время собственности» — ключевая причина владельческой преемственности. Даже если Собственник не задумывается над вопросом «что будет после меня», он рано или поздно выйдет из бизнеса в силу естественных причин. Поскольку выход нельзя отменить, мы можем говорить лишь о том, как сделать его наиболее ясным, выгодным и безопасным для всех заинтересованных лиц, в том числе для бизнеса, судьба которого стоит на кону.

Мысля «категорией вечности», Собственник сталкивается с вопросами, которые перед наемным менеджером, а тем более перед наемными работниками, по отношению к бизнесу просто не возникают.

Что значит «всегда» или «вечно» в понимании человека, длительность жизни которого заранее неизвестна, но очевидно ограничена? Нечто, что принадлежит нам, но при этом переживет нас, если остается в наших детях и/или с нашими детьми. Только тот Собственник, который решил передать свой бизнес преемникам (не обязательно родным детям, хотя обычно наследуют они) претендует на то, чтобы сделать свою собственность вечной. Вечность, как известно, наступает на следующий день после смерти, поэтому Собственнику нужно научиться думать и говорить на эту тему с близкими, пока он жив и пока он может принять решения, благодаря которым его Дело переживет его самого. В этом заинтересованы все окружение Собственника, начиная от него самого и членов его семьи, продолжая топ-менеджментом и работниками его бизнеса, и заканчивая обществом и государством.


Главное – доверие

У людей, живущих на постсоветском пространстве, утверждение о вечности собственности как минимум вызывает снисходительную улыбку: мы ведь знаем, что вследствие смены власти или изменения закона миллионы собственников и членов их семей могут лишиться всего или части нажитого в один миг. Однако в странах с длительной историей развития свободного рынка утверждение о вечности собственности может быть воспринято как банальная очевидность.

В Японии, Англии, США есть семьи, десятки (и даже сотни лет) владеющие одним бизнесом. Потому для японцев, англичан и американцев вполне естественна уверенность в том, что собственность — вечна, если только не потерять ее по неудачному стечению обстоятельств или вследствие собственных неверных решений. Они доверяют институту собственности в своих странах. «Доверие» — ключевое слово. В этом слове приставка «до» не менее важна, чем корень. ДОверие означает, что оно существует ДО того, как лицо, организация или институт доказали, что им можно верить. Доверие – это установка, не требующая предварительных доказательств, но требующая последующего подтверждения.

Доверие (в контексте бизнеса) — репутация физического или юридического лица, на основании которой его считают добросовестным, лояльным, профессиональным.

Доверие — это позитивное отношение к свойствам организации или личным и профессиональным качествам человека, которое возникает на основе их репутации.

В России это пока не так. Здесь нужно заново выстроить институт передачи собственности таким образом, чтобы слова о ее вечности начали восприниматься россиянами как нечто само собой разумеющееся. Для этого государству и обществу недостаточно обеспечить защиту традиционных прав собственности (владения, распоряжения и пользования) в сделках, совершаемых по воле живущего собственника. Необходимо обеспечить владельческую преемственность от поколения к поколению, защиту прав собственника, уходящего из жизни и прав собственника, принимающего от него наследство. Государство должно стать гарантом обеспечения этих прав, как своеобразный «институциональный душеприказчик» Собственника, действующий в интересах наследника и преемника.

Бизнесмены в развитых странах могут знать о наследовании бизнеса не больше российских бизнесменов, но развитая законодательная база и практика наследования в их государствах способствует успешности этого процесса. Сама система им благоприятствует: если ты не знаешь, как передать или принять бизнес по наследству, тебе подскажут бизнес-консультанты и юристы. Другими словами, если ты тонешь, потому что не умеешь плавать, тебя вытащит из воды спасатель, которого специально для этого наняли.

В России, как в других постсоветских странах, ситуация во всех смыслах этого слова иная. У нас нет достаточной, проверенной временем практики (ни юридической, ни управленческой, ни социокультурной). Российским бизнесом преимущественно владеет первое поколение основателей, которые не принимали и не передавали бизнес по наследству. Российские консультанты по управлению в своей массе такие вопросы тоже не решали и не учились их решать, ведь почти не у кого учиться. Западный опыт в этом вопросе перенять нельзя: у западных бизнесменов и консультантов нет аналогичного опыта, так как они не сталкивались с массовой передачей бизнеса от «сиротского поколения» новому поколению собственников в условиях «выжженного» института собственности.

Для обеспечения преемственности бизнеса в России нужны (желательно одновременно) три условия:

· Юридическая легитимизация (защита бизнеса на уровне законодательства и судебной системы, которой можно доверять).

· Управленческая легитимизация (признание менеджерами и актуальным собственником наследника как будущего собственника, что предполагает допуск его к управлению бизнесом и созданию плана преемственности).

· Социальная (социокультурная) легитимизация (признание обществом права наследников наследовать бизнес и запрос от общества на компетентного собственника).

Многие российские компании, управляемые собственниками-основателями, до сих пор нежизнеспособны без управления со стороны основателей. По моим оценкам многие, возможно, большинство, основателей не готовят бизнес к существованию после себя. И если бизнес быстро не умирает вслед за уходом основателя, то значительно теряет в стоимости и рискует прекратить существование либо недорого быть проданным в «хорошие руки», вместо того, чтобы продолжать развитие в руках подготовленного преемника.

Я уверен, что испытание владельческой преемственностью не пройдет подавляющее большинство российских бизнесов 1-й волны, они достанутся не семьям, а будут проданы недорого или закрыты или просто отобраны. Их ждет судьба «динозавров», прекративших свою эволюцию. Но это не значит, что следует печалиться по этому поводу. И в других странах по наследству передается меньшинство бизнесов. Важно, чтобы сохранилось правопреемство, а не произошла ликвидация компаний.

Думаю, что более высокие шансы на передачу имеет компания, отделимая от владельца. Но для этого в ней должно быть хотя бы элементарное корпоративное управление "лайт", пригодное для непубличной компании. Таких компаний, на мой взгляд, пока менее 10%.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ