У людей, живущих на постсоветском пространстве, утверждение о вечности собственности как минимум вызывает снисходительную улыбку: мы ведь знаем, что вследствие смены власти или изменения закона миллионы собственников и членов их семей могут лишиться всего или части нажитого в один миг. Однако в странах с длительной историей развития свободного рынка утверждение о вечности собственности может быть воспринято как банальная очевидность.
В Японии, Англии, США есть семьи, десятки (и даже сотни лет) владеющие одним бизнесом. Потому для японцев, англичан и американцев вполне естественна уверенность в том, что собственность — вечна, если только не потерять ее по неудачному стечению обстоятельств или вследствие собственных неверных решений. Они доверяют институту собственности в своих странах. «Доверие» — ключевое слово. В этом слове приставка «до» не менее важна, чем корень. ДОверие означает, что оно существует ДО того, как лицо, организация или институт доказали, что им можно верить. Доверие – это установка, не требующая предварительных доказательств, но требующая последующего подтверждения.
Доверие (в контексте бизнеса) — репутация физического или юридического лица, на основании которой его считают добросовестным, лояльным, профессиональным.
Доверие — это позитивное отношение к свойствам организации или личным и профессиональным качествам человека, которое возникает на основе их репутации.
В России это пока не так. Здесь нужно заново выстроить институт передачи собственности таким образом, чтобы слова о ее вечности начали восприниматься россиянами как нечто само собой разумеющееся. Для этого государству и обществу недостаточно обеспечить защиту традиционных прав собственности (владения, распоряжения и пользования) в сделках, совершаемых по воле живущего собственника. Необходимо обеспечить владельческую преемственность от поколения к поколению, защиту прав собственника, уходящего из жизни и прав собственника, принимающего от него наследство. Государство должно стать гарантом обеспечения этих прав, как своеобразный «институциональный душеприказчик» Собственника, действующий в интересах наследника и преемника.
Бизнесмены в развитых странах могут знать о наследовании бизнеса не больше российских бизнесменов, но развитая законодательная база и практика наследования в их государствах способствует успешности этого процесса. Сама система им благоприятствует: если ты не знаешь, как передать или принять бизнес по наследству, тебе подскажут бизнес-консультанты и юристы. Другими словами, если ты тонешь, потому что не умеешь плавать, тебя вытащит из воды спасатель, которого специально для этого наняли.
В России, как в других постсоветских странах, ситуация во всех смыслах этого слова иная. У нас нет достаточной, проверенной временем практики (ни юридической, ни управленческой, ни социокультурной). Российским бизнесом преимущественно владеет первое поколение основателей, которые не принимали и не передавали бизнес по наследству. Российские консультанты по управлению в своей массе такие вопросы тоже не решали и не учились их решать, ведь почти не у кого учиться. Западный опыт в этом вопросе перенять нельзя: у западных бизнесменов и консультантов нет аналогичного опыта, так как они не сталкивались с массовой передачей бизнеса от «сиротского поколения» новому поколению собственников в условиях «выжженного» института собственности.
Для обеспечения преемственности бизнеса в России нужны (желательно одновременно) три условия:
· Юридическая легитимизация (защита бизнеса на уровне законодательства и судебной системы, которой можно доверять).
· Управленческая легитимизация (признание менеджерами и актуальным собственником наследника как будущего собственника, что предполагает допуск его к управлению бизнесом и созданию плана преемственности).
· Социальная (социокультурная) легитимизация (признание обществом права наследников наследовать бизнес и запрос от общества на компетентного собственника).
Многие российские компании, управляемые собственниками-основателями, до сих пор нежизнеспособны без управления со стороны основателей. По моим оценкам многие, возможно, большинство, основателей не готовят бизнес к существованию после себя. И если бизнес быстро не умирает вслед за уходом основателя, то значительно теряет в стоимости и рискует прекратить существование либо недорого быть проданным в «хорошие руки», вместо того, чтобы продолжать развитие в руках подготовленного преемника.
Я уверен, что испытание владельческой преемственностью не пройдет подавляющее большинство российских бизнесов 1-й волны, они достанутся не семьям, а будут проданы недорого или закрыты или просто отобраны. Их ждет судьба «динозавров», прекративших свою эволюцию. Но это не значит, что следует печалиться по этому поводу. И в других странах по наследству передается меньшинство бизнесов. Важно, чтобы сохранилось правопреемство, а не произошла ликвидация компаний.
Думаю, что более высокие шансы на передачу имеет компания, отделимая от владельца. Но для этого в ней должно быть хотя бы элементарное корпоративное управление "лайт", пригодное для непубличной компании. Таких компаний, на мой взгляд, пока менее 10%.