Возможно, антропологи со мной не согласятся, но я думаю, что не тогда, когда впервые применила «средство труда» в виде камня для достижения своей цели, а когда она вдруг поняла, что заострённый камень лучше колет орехи, но таких камней в природе существенно меньше, чем обычных. И решила вместо дополнительного ореха прихватить с собой найденный острый камень. На БУДУЩЕЕ. Эта обезьяна осталась в тот момент менее сытой, но более умной и чуть похожей на человека.
Итак, для того чтобы всё это понять – про камни и орехи – обезьяне нужно было хотя бы почувствовать, что помимо текущего момента, существует некое "будущее", в котором ей придётся ещё раз колоть орехи и тратить на это свои усилия. То есть обезьяна должна была встретиться с Временем. Причём с временем двух типов, как календарным, которое одинаково для всех, на которое она повлиять не может, так и персональным, которое только её личное, "трудовое", которое она может сэкономить благодаря острому камню, и тем самым, больше собственного времени посвятить сбору орехов, а не их раскалыванию.
Следующий рывок в направлении человека обезьяна сделала тогда, когда догадалась, что ударяя камнем не по ореху, а по другому камню, она может заточить тот камень до такой степени, что острый камень превращается не только в орудие для колки орехов, но и в оружие защиты или нападения. Но такие камни уже вообще не встречаются в природе, и поэтому их следует носить с собой, не терять и обучать детей не просто собирать орехи и стучать камнями по ним, но и стучать камнем по камню, что для обезьян представляется совершенно безумным делом. А для человека – уже нет.
Видимо, в какой-то момент, обезьяна осознала, что она может более эффективно колоть орехи своим замечательным камнем, в то время как другие особи племени могут собирать орехи и приносить ей, чтобы она быстрее расколола. Так появилось первое разделение труда (привет Адаму Смиту и Петру Щедровицкому).
И уже совсем необратимый рывок был сделан тогда, когда уже не обезьяна, а первобытный человек догадался связать друг с другом два других имевшихся у него инструмента – камень и палку, используя для этого третий элемент – лиану или что-то подобное, и получил сложный инструмент – топор.
Впоследствии само человеческое тело стало приспосабливаться к инструментам, которые человек использовал.
Итак, степень развития человека определяется инструментами, которые он использует, а не орехами, которые он ест. Орехи и обезьяны с тех пор не сильно изменились, а человек – изменился до неузнаваемости. То же самое касается развития компаний. Если мы не будем, как обезьяны, выбрасывать полезные инструменты, то достаточно быстро по меркам эволюции превратимся в людей.
На этой патетической фразе, похожей на тост, я и завершил свою «обратную связь». Поскольку бокалов с шампанским не было, я просто попросил секретаря Комитета вписать в протокол моё «особое мнение» про то, что найденный управленческий инструмент не должен пропасть, и следует каким-то адекватным управленческим решением внедрить его в практику.
К какому выводу подвожу?
Только у Мюнхгаузена подвиги были запланированы. В деятельности компаний управленческие находки, изобретения и рацпредложения возникают незапланированно. И управленческие обычаи, процедуры должны быть заточены на то, чтобы вовремя распознать эти находки как ценные и найти им достойное применение. Для этого нужно фокусироваться не только на предмете работы Комитета, но и на его форме.