SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

СОБСТВЕННИК КАК ИСТОЧНИК КЛЮЧЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ДЛЯ БИЗНЕСА

04/02/2021

Пример из жизни.

В качестве модератора конференции веду работу секции. Участники — владельцы непубличных компаний. Задаю вопрос: у кого есть Совет директоров, хотя он не обязателен по закону?

Несколько человек поднимают руки. Прошу любого поделиться, зачем создали себе эту обузу.

Один встает и говорит: «Я создал СД для того, чтобы уберечь компанию от себя».

Удивленные взгляды и возгласы из зала.

Поясняет: он достаточно крупный предприниматель из Владивостока. Как-то возникло окно возможностей для крупной международной сделки. Быстро принял решение войти в нее и быстро потерял 100 млн руб.

В ходе «разбора полетов» с командой выяснилось, что если бы не торопился, а проанализировал известные на тот момент риски, то мог бы не потерять деньги. Но топ-команда не могла заставить его провести согласующие процедуры заранее — не хватало полномочий. Понял, что нужен орган, который сможет выработать правила, дисциплинирующие его, как руководителя, и будет контролировать соблюдение им и командой этих правил. Сформировал СД, в который вошел он и 4 сильных независимых директора из Москвы. У него меньшинство, но он не видит риска потери управляемости.

Кто является источником ключевых управленческих возможностей частной компании?

Я задаю этот вопрос в ходе своих тренингов по корпоративному управлению.

И подавляющее большинство ответов звучат так: «Конечно, Собственник (Основатель, Владельцы)».

Я переспрашиваю владельцев, находящихся в зале, согласны ли они с этим ответом. И они всегда соглашаются.

Тогда я задаю им встречный вопрос. Признают ли они, что источник ключевых возможностей, по определению, является также источником ключевых рисков, как две стороны одной медали?

Соглашаются, признают.

Задаю следующий вопрос: согласны ли они, что у Компании должен быть механизм управления ключевыми рисками?

Никто не говорит «нет», но уже начинают улыбаться, понимая к чему я клоню.

Дальше за меня говорит логика: все сказанное означает, что у Компании должен быть механизм управления риском Собственника, то есть, механизм, «обуздывающий» его, задающий ему дисциплину поведения, а не только наоборот, передающий требования от Собственника к бизнесу.

В зале обычно наблюдается оживление, свидетельствующее о том, что часть аудитории начинает сомневаться, но пока не может понять, как возразить.

Следующий вопрос: кто в Компании создаст, выступит заказчиком на создание такой системы управления «ключевым риском»? Может ли таким заказчиком выступить Менеджмент? Или Консультанты или даже Совет директоров? Или это – «царское дело» Собственника?

За всю мою практику ни один из Собственников никогда не сказал, что ответственность за создание этого механизма в Компании лежит на ком-либо другом, а не на нем. Только сам Собственник, решивший выстроить систему управления «начиная с себя», со своей самодисциплины может заказать и затем использовать такой механизм.

Этот механизм будет выстроен на базе принципов корпоративного управления.

Несколько лет назад я обнаружил публичное свидетельство того, что не я один так думаю. Дмитрий Каменщик, Собственник аэропорта Домодедово, опубликовал в Ведомостях статью с примечательным названием: «Собственник – основная угроза для компании».

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263