Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

СОБСТВЕННИК КАК ИСТОЧНИК КЛЮЧЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ДЛЯ БИЗНЕСА

04/02/2021
Пример из жизни.

В качестве модератора конференции веду работу секции. Участники — владельцы непубличных компаний. Задаю вопрос: у кого есть Совет директоров, хотя он не обязателен по закону?

Несколько человек поднимают руки. Прошу любого поделиться, зачем создали себе эту обузу.

Один встает и говорит: «Я создал СД для того, чтобы уберечь компанию от себя».

Удивленные взгляды и возгласы из зала.

Поясняет: он достаточно крупный предприниматель из Владивостока. Как-то возникло окно возможностей для крупной международной сделки. Быстро принял решение войти в нее и быстро потерял 100 млн руб.

В ходе «разбора полетов» с командой выяснилось, что если бы не торопился, а проанализировал известные на тот момент риски, то мог бы не потерять деньги. Но топ-команда не могла заставить его провести согласующие процедуры заранее — не хватало полномочий. Понял, что нужен орган, который сможет выработать правила, дисциплинирующие его, как руководителя, и будет контролировать соблюдение им и командой этих правил. Сформировал СД, в который вошел он и 4 сильных независимых директора из Москвы. У него меньшинство, но он не видит риска потери управляемости.

Кто является источником ключевых управленческих возможностей частной компании?

Я задаю этот вопрос в ходе своих тренингов по корпоративному управлению.

И подавляющее большинство ответов звучат так: «Конечно, Собственник (Основатель, Владельцы)».

Я переспрашиваю владельцев, находящихся в зале, согласны ли они с этим ответом. И они всегда соглашаются.

Тогда я задаю им встречный вопрос. Признают ли они, что источник ключевых возможностей, по определению, является также источником ключевых рисков, как две стороны одной медали?

Соглашаются, признают.

Задаю следующий вопрос: согласны ли они, что у Компании должен быть механизм управления ключевыми рисками?

Никто не говорит «нет», но уже начинают улыбаться, понимая к чему я клоню.

Дальше за меня говорит логика: все сказанное означает, что у Компании должен быть механизм управления риском Собственника, то есть, механизм, «обуздывающий» его, задающий ему дисциплину поведения, а не только наоборот, передающий требования от Собственника к бизнесу.

В зале обычно наблюдается оживление, свидетельствующее о том, что часть аудитории начинает сомневаться, но пока не может понять, как возразить.

Следующий вопрос: кто в Компании создаст, выступит заказчиком на создание такой системы управления «ключевым риском»? Может ли таким заказчиком выступить Менеджмент? Или Консультанты или даже Совет директоров? Или это – «царское дело» Собственника?

За всю мою практику ни один из Собственников никогда не сказал, что ответственность за создание этого механизма в Компании лежит на ком-либо другом, а не на нем. Только сам Собственник, решивший выстроить систему управления «начиная с себя», со своей самодисциплины может заказать и затем использовать такой механизм.

Этот механизм будет выстроен на базе принципов корпоративного управления.

Несколько лет назад я обнаружил публичное свидетельство того, что не я один так думаю. Дмитрий Каменщик, Собственник аэропорта Домодедово, опубликовал в Ведомостях статью с примечательным названием: «Собственник – основная угроза для компании».
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ