Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

РОЛЬ ГОРОДСКИХ БИЗНЕС-ДИНАСТИЙ

09/06/2020
В российском обществе тема передачи бизнеса по наследству публично не обсуждается. Этот вопрос считается не общественным, а личным. Граждане ещё не поняли, что Наследники современных Собственников будут владеть рабочими местами, на которых будут работать их дети, а владение рабочими местами – это вопрос общественной важности.

Общество обращает внимание на Собственников только для того, чтобы потребовать от них быть «социально ответственными», и чаще всего под социальной ответственностью подразумевается необходимость делиться заработанным или хотя бы заниматься благотворительностью (при этом забывается о том, что вынужденная, в отличие от добровольной, благотворительность – это уже не благотворительность, а фактически очередной налог на богатство). Ещё от Cобственников привычно требуют не давать взяток и честно конкурировать, хотя здоровая конкуренции и воздержание от дачи взяток – это правила приличия и законопослушания, касающиеся всех людей, а не только Собственников.

Чего общество может требовать исключительно от Собственников? Конечно, поведения, которое соответствует священному институту собственности. Должны ли Собственники быть социально ответственными? Должны, но их ответственность состоит не в том, чтобы делиться, а в том, чтобы обеспечить обществу право требования с себя осмысленных хотений. Бизнес-этика новых собственников – социально ответственный индивидуализм. Собственник должен предлагать обществу достойное потребление, выраженное в форме продукта, и достойные дела, выраженные в форме рабочих мест, позволяющих профессионалам развивать свои профессии и создавать новые.

Собственники мыслят категориями вечности

В России, как и в других постсоветских странах, многие люди всё еще видят в Собственниках бизнеса врагов народа, хотя именно Собственники обеспечивают экономическое благополучие общества. Предприниматели обладают состоянием, которое могут инвестировать в развитие экономики, и знанием о том, как создавать продукты, в которых нуждается общество, поэтому от них разумнее требовать не отдавать деньги на благо общество, а вкладывать деньги в бизнес для обеспечения развития общества.

После модерации программы «Моногорода» в Школе управления «Сколково» я пришел к выводу, что Собственники бизнеса могут оказать ключевое влияние на долгосрочное развитие небольших российских городов с населением до 250 - 300.000 чел.

Ключевое слово – долгосрочность, поскольку в долгосрочном развитии маленького города наиболее всего заинтересованы Собственники, точнее городские бизнес-династии или бизнес-семьи, планирующие развивать бизнес на территории данного города.

Состоявшаяся бизнес-династия мыслит сроками поколений. Пока большинство российских Собственников бизнес по наследству не передавали и мыслит сроками одного поколения, но это все равно дольше, чем срок полномочий членов городских администраций и депутатов, мыслящих сроками пребывания на должностях. У чиновников и политиков есть временные ограничения, связанные с ежегодным бюджетным циклом или среднесрочными периодами, связанными с электоральным циклом. Остальные жители города мыслят микросрочными горизонтами ежемесячных или ежеквартальных циклов, связанных с выплатой зарплат, премий и пенсий. Собственность вечна, поэтому только Собственники мыслят сроками вечности и только они могут стать основой долгосрочного (вечного) развития городов. Любых городов, но в первую очередь такой возможностью должны заинтересовать небольшие города, которые находятся под угрозой полного экономического упадка или исчезновения.

Администрации городов не рассматривают бизнес-династии как отдельную социальную группу, представляющую особый интерес для города. В поле зрения городских властей обычно находятся только владельцы и руководители монопредприятия (градообразующего предприятия) и представители среднего и малого бизнеса и наёмные работники, которые рассматриваются как налогоплательщики (краткосрочный бюджетный цикл) и избиратели (среднесрочный электоральный цикл).

Собственники бизнеса также не рассматривают себя как отдельную группу с общими интересами. Они охотно объединяются в ассоциации по размеру бизнеса и по отраслям, но не по вопросу владельческой преемственности, который приходится решать Собственнику любого бизнеса. Каждая семья отдельно решает этот вопрос, хотя проблемы бизнес-семей в контексте владельческой преемственности типичны и могут стать основой для объединения и обмена опытом в рамках, скажем, «клуба городских бизнес-династий». В таких клубах городским властям будет с кем обсудить перспективы долговременного развития города, поэтому представители городской администрации могут стать инициаторами объедения Собственников для обеспечения владельческой преемственности своих компаний.

Конечно, бизнес-династии могут быть не обязательно городскими. По масштабу ведения бизнеса и локализации интересов бизнес-династии могут быть и глобальными, и федеральными, и региональными, и другими. Ключевое отличие городской бизнес-династии – связанность их бизнеса с конкретным городом по естественным причинам. В частности, их клиентами или сотрудниками могут быть только жители этого города или их бизнес зависит от местных ресурсов.

Какие бизнесы могут стать династическими?

В доиндустриальную эпоху большинство бизнес-династий зарождалось именно в городах и связывало себя со своими городами на долгие годы, например, Медичи во Флоренции. Колониальные экспансии, а затем развитый капитализм явили миру огромные компании, оперирующие в масштабах всего мира, возникли сетевые торговые компании, проникающие во многие города и конкурирующие с местными бизнесами. Многие из таких глобальных компаний, даже если и были основаны частным предпринимателем или семьей, превратились в корпорации с распыленным владением и потеряли перспективу стать бизнес-династиями.

Бизнесы, способные стать династическими, в большинстве представляют собой компании малого или среднего размера, работники которых живут в городе нахождения компании. При этом рынок для таких компаний может и не ограничиваться рынком города, что прекрасно демонстрирует, например, немецкий или итальянский бизнес. Но работники этих компаний преимущественно горожане, как и сами хозяева.

Городские власти и жители города могли бы первыми выразить заинтересованность в формировании некоего «клуба городских бизнес-династий» для обсуждения перспектив развития города на несколько поколений вперед, чтобы сделать город привлекательным для наследников сегодняшних Собственников.

Важно, чтобы в городе жили предприниматели (работодатели и самозанятые жители), а не только наемные работники. Предприниматели думают как создать блага, а чиновники и наемные сотрудники – как распределить, но если некому создавать, нечего распределять. Город, в котором только или преимущественно распределяют, по своей сути является «социалистическим», у него нет будущего. Думая о будущем, нужно строить «капиталистические» города. Чем больше в городе экономически состоятельных граждан, тем он устойчивее с экономической точки зрения, поэтому необходимо создавать не «рабочие места», а «возможности для самореализации горожан». Рабочие места появятся как естественное следствие возможностей для самореализации.

Масштаб города связан с масштабом бизнеса, который работает в этом городе. Если в городе есть монопредприятие, на него сморят как на «наше всё». Его владельцы и руководители в глазах администрации – уважаемые люди, поскольку от их решений зависит наличие работы для значительной части населения и наполнение бюджета. Но город становится зависимым от одного предприятия и если оно сталкивается с трудностями и умирает, то город умирает вместе с ним. Для избегания подобной судьбы городу нужна диверсификация, а обеспечить её может наличие компаний малого и среднего бизнеса и владельческая преемственность в этих компаниях. Большие компании чаще всего стремятся к распылённости владения, а бизнес-династии характерны как раз для малого и среднего бизнеса, поэтому чем меньше город, тем большее значение для его развития имеют городские бизнес-династии, владеющие малым и средним бизнесом.

В России бизнес-династий практически нет, но они возможны, поскольку исследования показывают, что от 20 до 25% российских собственников собираются передать бизнес детям. Некоторые компании уже перешли к наследникам, многие – потенциальные династии. Если в городе с населением 200 тыс. человек есть 1000 компаний малого и среднего бизнеса, то около 200 из них – кандидаты в бизнес-династии. Даже если только половина или треть из них заинтересуются развитием города, городской власти будет с кем сотрудничать в этом вопросе и будет для кого создавать привлекательную бизнес-среду. Я убежден, что такое сотрудничество обеспечит развитие и городам, и бизнес-династиям.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ