SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

РОЛЬ ГОРОДСКИХ БИЗНЕС-ДИНАСТИЙ

09/06/2020
В российском обществе тема передачи бизнеса по наследству публично не обсуждается. Этот вопрос считается не общественным, а личным. Граждане ещё не поняли, что Наследники современных Собственников будут владеть рабочими местами, на которых будут работать их дети, а владение рабочими местами – это вопрос общественной важности.

Общество обращает внимание на Собственников только для того, чтобы потребовать от них быть «социально ответственными», и чаще всего под социальной ответственностью подразумевается необходимость делиться заработанным или хотя бы заниматься благотворительностью (при этом забывается о том, что вынужденная, в отличие от добровольной, благотворительность – это уже не благотворительность, а фактически очередной налог на богатство). Ещё от Cобственников привычно требуют не давать взяток и честно конкурировать, хотя здоровая конкуренции и воздержание от дачи взяток – это правила приличия и законопослушания, касающиеся всех людей, а не только Собственников.

Чего общество может требовать исключительно от Собственников? Конечно, поведения, которое соответствует священному институту собственности. Должны ли Собственники быть социально ответственными? Должны, но их ответственность состоит не в том, чтобы делиться, а в том, чтобы обеспечить обществу право требования с себя осмысленных хотений. Бизнес-этика новых собственников – социально ответственный индивидуализм. Собственник должен предлагать обществу достойное потребление, выраженное в форме продукта, и достойные дела, выраженные в форме рабочих мест, позволяющих профессионалам развивать свои профессии и создавать новые.

Собственники мыслят категориями вечности
В России, как и в других постсоветских странах, многие люди всё еще видят в Собственниках бизнеса врагов народа, хотя именно Собственники обеспечивают экономическое благополучие общества. Предприниматели обладают состоянием, которое могут инвестировать в развитие экономики, и знанием о том, как создавать продукты, в которых нуждается общество, поэтому от них разумнее требовать не отдавать деньги на благо общество, а вкладывать деньги в бизнес для обеспечения развития общества.

После модерации программы «Моногорода» в Школе управления «Сколково» я пришел к выводу, что Собственники бизнеса могут оказать ключевое влияние на долгосрочное развитие небольших российских городов с населением до 250 — 300.000 чел.

Ключевое слово – долгосрочность, поскольку в долгосрочном развитии маленького города наиболее всего заинтересованы Собственники, точнее городские бизнес-династии или бизнес-семьи, планирующие развивать бизнес на территории данного города.

Состоявшаяся бизнес-династия мыслит сроками поколений. Пока большинство российских Собственников бизнес по наследству не передавали и мыслит сроками одного поколения, но это все равно дольше, чем срок полномочий членов городских администраций и депутатов, мыслящих сроками пребывания на должностях. У чиновников и политиков есть временные ограничения, связанные с ежегодным бюджетным циклом или среднесрочными периодами, связанными с электоральным циклом. Остальные жители города мыслят микросрочными горизонтами ежемесячных или ежеквартальных циклов, связанных с выплатой зарплат, премий и пенсий. Собственность вечна, поэтому только Собственники мыслят сроками вечности и только они могут стать основой долгосрочного (вечного) развития городов. Любых городов, но в первую очередь такой возможностью должны заинтересовать небольшие города, которые находятся под угрозой полного экономического упадка или исчезновения.

Администрации городов не рассматривают бизнес-династии как отдельную социальную группу, представляющую особый интерес для города. В поле зрения городских властей обычно находятся только владельцы и руководители монопредприятия (градообразующего предприятия) и представители среднего и малого бизнеса и наёмные работники, которые рассматриваются как налогоплательщики (краткосрочный бюджетный цикл) и избиратели (среднесрочный электоральный цикл).

Собственники бизнеса также не рассматривают себя как отдельную группу с общими интересами. Они охотно объединяются в ассоциации по размеру бизнеса и по отраслям, но не по вопросу владельческой преемственности, который приходится решать Собственнику любого бизнеса. Каждая семья отдельно решает этот вопрос, хотя проблемы бизнес-семей в контексте владельческой преемственности типичны и могут стать основой для объединения и обмена опытом в рамках, скажем, «клуба городских бизнес-династий». В таких клубах городским властям будет с кем обсудить перспективы долговременного развития города, поэтому представители городской администрации могут стать инициаторами объедения Собственников для обеспечения владельческой преемственности своих компаний.

Конечно, бизнес-династии могут быть не обязательно городскими. По масштабу ведения бизнеса и локализации интересов бизнес-династии могут быть и глобальными, и федеральными, и региональными, и другими. Ключевое отличие городской бизнес-династии – связанность их бизнеса с конкретным городом по естественным причинам. В частности, их клиентами или сотрудниками могут быть только жители этого города или их бизнес зависит от местных ресурсов.

Какие бизнесы могут стать династическими?
В доиндустриальную эпоху большинство бизнес-династий зарождалось именно в городах и связывало себя со своими городами на долгие годы, например, Медичи во Флоренции. Колониальные экспансии, а затем развитый капитализм явили миру огромные компании, оперирующие в масштабах всего мира, возникли сетевые торговые компании, проникающие во многие города и конкурирующие с местными бизнесами. Многие из таких глобальных компаний, даже если и были основаны частным предпринимателем или семьей, превратились в корпорации с распыленным владением и потеряли перспективу стать бизнес-династиями.

Бизнесы, способные стать династическими, в большинстве представляют собой компании малого или среднего размера, работники которых живут в городе нахождения компании. При этом рынок для таких компаний может и не ограничиваться рынком города, что прекрасно демонстрирует, например, немецкий или итальянский бизнес. Но работники этих компаний преимущественно горожане, как и сами хозяева.

Городские власти и жители города могли бы первыми выразить заинтересованность в формировании некоего «клуба городских бизнес-династий» для обсуждения перспектив развития города на несколько поколений вперед, чтобы сделать город привлекательным для наследников сегодняшних Собственников.

Важно, чтобы в городе жили предприниматели (работодатели и самозанятые жители), а не только наемные работники. Предприниматели думают как создать блага, а чиновники и наемные сотрудники – как распределить, но если некому создавать, нечего распределять. Город, в котором только или преимущественно распределяют, по своей сути является «социалистическим», у него нет будущего. Думая о будущем, нужно строить «капиталистические» города. Чем больше в городе экономически состоятельных граждан, тем он устойчивее с экономической точки зрения, поэтому необходимо создавать не «рабочие места», а «возможности для самореализации горожан». Рабочие места появятся как естественное следствие возможностей для самореализации.

Масштаб города связан с масштабом бизнеса, который работает в этом городе. Если в городе есть монопредприятие, на него сморят как на «наше всё». Его владельцы и руководители в глазах администрации – уважаемые люди, поскольку от их решений зависит наличие работы для значительной части населения и наполнение бюджета. Но город становится зависимым от одного предприятия и если оно сталкивается с трудностями и умирает, то город умирает вместе с ним. Для избегания подобной судьбы городу нужна диверсификация, а обеспечить её может наличие компаний малого и среднего бизнеса и владельческая преемственность в этих компаниях. Большие компании чаще всего стремятся к распылённости владения, а бизнес-династии характерны как раз для малого и среднего бизнеса, поэтому чем меньше город, тем большее значение для его развития имеют городские бизнес-династии, владеющие малым и средним бизнесом.

В России бизнес-династий практически нет, но они возможны, поскольку исследования показывают, что от 20 до 25% российских собственников собираются передать бизнес детям. Некоторые компании уже перешли к наследникам, многие – потенциальные династии. Если в городе с населением 200 тыс. человек есть 1000 компаний малого и среднего бизнеса, то около 200 из них – кандидаты в бизнес-династии. Даже если только половина или треть из них заинтересуются развитием города, городской власти будет с кем сотрудничать в этом вопросе и будет для кого создавать привлекательную бизнес-среду. Я убежден, что такое сотрудничество обеспечит развитие и городам, и бизнес-династиям.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263