В России, как и в других постсоветских странах, многие люди всё еще видят в Собственниках бизнеса врагов народа, хотя именно Собственники обеспечивают экономическое благополучие общества. Предприниматели обладают состоянием, которое могут инвестировать в развитие экономики, и знанием о том, как создавать продукты, в которых нуждается общество, поэтому от них разумнее требовать не отдавать деньги на благо общество, а вкладывать деньги в бизнес для обеспечения развития общества.
После модерации программы
«Моногорода» в Школе управления «Сколково» я пришел к выводу, что Собственники бизнеса могут оказать ключевое влияние на долгосрочное развитие небольших российских городов с населением до 250 - 300.000 чел.
Ключевое слово –
долгосрочность, поскольку в долгосрочном развитии маленького города наиболее всего заинтересованы Собственники, точнее городские бизнес-династии или бизнес-семьи, планирующие развивать бизнес на территории данного города.
Состоявшаяся бизнес-династия мыслит сроками поколений. Пока большинство российских Собственников бизнес по наследству не передавали и мыслит сроками одного поколения, но это все равно дольше, чем срок полномочий членов городских администраций и депутатов, мыслящих сроками пребывания на должностях. У чиновников и политиков есть временные ограничения, связанные с ежегодным бюджетным циклом или среднесрочными периодами, связанными с электоральным циклом. Остальные жители города мыслят микросрочными горизонтами ежемесячных или ежеквартальных циклов, связанных с выплатой зарплат, премий и пенсий. Собственность вечна, поэтому только Собственники мыслят сроками вечности и только они могут стать основой долгосрочного (вечного) развития городов. Любых городов, но в первую очередь такой возможностью должны заинтересовать небольшие города, которые находятся под угрозой полного экономического упадка или исчезновения.
Администрации городов не рассматривают бизнес-династии как отдельную социальную группу, представляющую особый интерес для города. В поле зрения городских властей обычно находятся только владельцы и руководители монопредприятия (градообразующего предприятия) и представители среднего и малого бизнеса и наёмные работники, которые рассматриваются как налогоплательщики (краткосрочный бюджетный цикл) и избиратели (среднесрочный электоральный цикл).
Собственники бизнеса также не рассматривают себя как отдельную группу с общими интересами. Они охотно объединяются в ассоциации по размеру бизнеса и по отраслям, но не по вопросу владельческой преемственности, который приходится решать Собственнику любого бизнеса. Каждая семья отдельно решает этот вопрос, хотя проблемы бизнес-семей в контексте владельческой преемственности типичны и могут стать основой для объединения и обмена опытом в рамках, скажем, «клуба городских бизнес-династий». В таких клубах городским властям будет с кем обсудить перспективы долговременного развития города, поэтому представители городской администрации могут стать инициаторами объедения Собственников для обеспечения владельческой преемственности своих компаний.
Конечно, бизнес-династии могут быть не обязательно городскими. По масштабу ведения бизнеса и локализации интересов бизнес-династии могут быть и глобальными, и федеральными, и региональными, и другими. Ключевое отличие городской бизнес-династии – связанность их бизнеса с конкретным городом по естественным причинам. В частности, их клиентами или сотрудниками могут быть только жители этого города или их бизнес зависит от местных ресурсов.