SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ПОНИМАНИЕ → КРИТИКА → ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ (КОНТРТЕЗИС)

02/09/2021

В повседневной жизни нам нередко приходится иметь дело с разного рода обратной связью. Когда-то это похвала, а когда-то – критика.

В интернете есть множество статей на эту тему. В частности, сошлюсь на Максима Ильяхова. Почему на него? Потому что когда-то читал его рассылки от Мегаплана и они мне нравились. Да и упомянутая статья тоже понравилась. Одна из статей этой рассылки натолкнула меня на написание этой статьи.

Если я верно понял замысел автора, он в следующем:

1. Сформировать положительную установку на критику в адрес своей работы.
2. Подсказать приемы критического высказывания.

В таком случае солидарен с подходом и благодарю за советы.
Это я проверил свое понимание и отнесся к понятому, дал положительную обратную связь.

Но все же в статье не определяется, что значит критика, что это за работа. Не дано понятия критики. Не указано даже ключевых признаков отличия критики от критиканства (конструктивной от деструктивной).
Это я высказал свои критические замечания.

Представьте себе, что Максим учел эту критику и написал новую статью, в которой различается критика и критиканство. (На самом деле он это сделал независимо от моей критики, а я просто использовал две его статьи для иллюстрации своего подхода).

То, что написано далее, представляет собой «контртезис» по отношению к статье автора и относится к стадии Проблематизации. Оговорюсь, что «проблематизация» подразумевает, что на базе этого контртезиса в результате последующей дискуссии будет сформулирована некая проблема для размышления. Это высшее достижение дискуссии. В данной статье я на такой результат не замахиваюсь.

Будем говорить преимущественно об устной и письменной коммуникации.

Итак, мой контртезис, дополняющий тезисы, высказанные в вышеуказанных статьях.

Имеет смысл рассматривать Критику не как обособленную практику (деятельность), а как элемент некоторой цепи, состоящей из трех последовательных работ: «Понимание → Критика → Проблематизация (контртезис)».
Ключевое в этой концепции: не начинать критику или противопоставление без предварительной стадии понимания.

В противном случае, без удостоверения понимания и критика, и контртезис, гарантированно станут оффтопами.Автор просто обнаружит, что вы говорите верное, но про другое. «В огороде бузина, а в Киеве дядька». 99% дискуссий ведутся в таком ключе, без стадии Понимания и удостоверения факта понимания автором понимаемого тезиса.

Происходит это в 2 шага.

1. Удостоверение правильности восприятия тезиса собеседником.

2. Удостоверение правильности понимания тезиса собеседником.

1 шаг. Восприятие

Первый шаг — восприятие — также требует двух полуходов.

1. Вначале Понимающий задает вопрос, которому учат психологи: «Правильно ли я услышал, что?» После чего повторяет тезис близко к тексту Автора.

2. Автор, положительно отвечая на этот вопрос, берет на себя ответственность за удостоверение факта неискаженного восприятия собеседником тезиса Автора.
Ключевое: ответственность за удостоверение лежит на Авторе тезиса. После этого он не сможет сказать, что его искаженно услышали.
В письменной коммуникации эту стадию можно пропустить, но необходимо соблюдать правила цитирования критикуемого текста.

2 шаг. Понимание

Второй шаг — Понимание — тоже в 2 полухода.

1. Понимающий задает Автору вопрос, которому тоже учат психологи: «Верно ли я понимаю, что…»? И после этих слов дает свою формулировку тезиса Автора. Буквальное повторение запрещается, поскольку сверка текста произведена ранее. Тем самым порождается новая формулировка исходного содержания. Так и должно быть: если содержание сохраняется при смене формы, оно ухвачено верно.

2. Автор исходного тезиса подтверждает, что новая формулировка по содержанию Эквивалентна его собственной.

Тем самым он опять берет на себя ответственность за то, что он верно понят и не сможет сказать, что был неверно понят.

Только после получения от Автора удостоверения правильности понимания его тезиса, можно переходить к стадии критики.

Обращаю внимание на то, что в результате стадии Понимания в коммуникации появляется ровно столько тезисов-эквивалентов, сколько Понимающих участников. У каждого участника — своя формулировка исходного тезиса Автора. Это и есть СоДержание (Совместное Держание) сути в различных формах. У исходного тезиса теперь не один Автор, а целая Семья «родителей». Исходный Автор является лишь автором исходной идеи и первой формулировки. Остальные — соавторы новых формулировок-эквивалентов.

На стадию понимания должно уходить примерно 70% времени коммуникации.
Чем лучше она пройдена, тем проще следующие стадии: Критика (20%) и Проблематизация (10%). Если, конечно, до них доходят.

В большинстве дискуссий участникам лениво аккуратно делать эти два шага — четыре полухода. Поэтому слушатели, самонадеянно решая, что априори правильно понимают Автора, сразу приступают к критике или проблематизации.

И получается, как всегда, базар и разговор ни о чем либо про разное.

О критикуемом тезисе и критикующем субъекте
Критика как деятельность – это не убиение критикуемой идеи, а поиск зоны ее истинности в предположении о том, что эта зона существует.

Если стадия понимания пройдена корректно, то стадия критики получает дополнительную возможность.Поскольку после стадии Понимания участники имеют семейство тезисов — эквивалентов, то и критиковать теперь они могут именно тезисы — эквиваленты.
Если показана ограниченность истинности сказанного в тезисе-эквиваленте, значит существует соответствующее ограничение и в исходном тезисе.

Опровержение тезиса — эквивалента означает опровержение исходного тезиса.
Любой критикующий участник может спокойно «убить» свой тезис своей «убийственной критикой», что приведет к «убиению» исходного тезиса автора.
Трудно, конечно, критиковать не чужую, а собственную формулировку. Но кто сказал, что критиком должно быть легко? Зато уж если критика удалась, то Автору исходного тезиса трудно ее оспорить. Ему придется признать, что он ошибочно подтвердил правильность понимания Собеседником авторского тезиса и, соответственно, признать их неэквивалентность. Это значит, что он что-то недопонимал в собственной идее.

Однако, и критикующий вдруг обнаружит, что совсем «убить» исходную идею Автора не получается, что есть зона, в которой его идея верна.

Проблематизация и новое понимание

После того, как обозначена зона истинности критикуемой идеи, можно переходить к стадии Проблематизации, т.е. выдвигать контртезис.

Самое интересное начинается именно здесь.

Если по отношению к контртезису проведена та же работа на Понимание и Критику, то участники коммуникации обнаружат, что по предмету дискуссии есть, как минимум, два противоречивых, но не ложных тезиса. Это значит, что они попали в ситуацию Парадокса. Парадокс запрещает отбрасывать любую из противоречащих идей и требует поиска такого представления, когда противоречащие идеи были бы частным случаем более объемлющей идеи.

Парадокс – редкая удача. Самые значительные открытия в науке совершались при попытке разобраться с тем или иным парадоксом.

Парадокс – это проявление Проблемы – «дырки» в наших знаниях, представлениях.
Эта «дырка», как правило, требует для «затыкания» себя нового Понятия. Это новое понятие является ключом, позволяющим непротиворечиво и по-новому понять противоречивые на первый взгляд идеи.

Формулировкой Проблемы и поиском ключевого Понятия должны заниматься оба собеседника, а не каждый по отдельности, тупо развивая каждый свой тезис.

Проблема – хорошее основание для кооперации бывших оппонентов.

Новое Понятие – достойная награда им за готовность развивать свои представления.

P.S.

А еще рекомендую прекрасный прием, разработанный Владимиром Леви: Черно-Белый Гарнитур. http://www.assolmax.com/psyhology/train3.shtml
Проверил. Работает.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263