SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ОРГАНЫ КОМПАНИИ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ

12/07/2021

Каждая модель предполагает какую-то конфигурацию органов управления компанией.

В российском законодательстве к органам Корпорации относятся:

· Высший орган управления (Общее собрание участников или акционеров),

· Коллегиальный орган управления (Совет директоров или Наблюдательный совет. Совет директоров, наблюдательный совет. В России это синонимы),

· Коллегиальный исполнительный орган (Правление, Дирекция),

· Контрольный орган (Ревизионная комиссия, Ревизор).

Ядром КУ, особенно в акционерных обществах, традиционно считается Совет директоров. Это объясняется его полномочиями: с одной стороны ему подотчётны исполнительные органы, а с другой – Совет директоров играет ведущую роль в организации работы Высшего органа управления.

Для разных моделей КУ характерны разные структуры Совета директоров, которые различаются по нескольким критериям:

1. Количество палат: однопалатный или двухпалатный.

2. Состав: исполнительные, неисполнительные и независимые директоры.

3. Совмещение или разделение статусов Председателя СД и Генерального директора.

4. Фокус внимания СД: контроль и/или стратегия.

Структуры Совета директоров задаются на уровне национальных законодательств и разделение на W и B уже не достаточно.

По странам применения различают англо-американскую, европейскую и японскую модели корпоративного управления.

Эта модель рассматривает компанию как естественное экономическое образование. Модель предполагает ограниченное акционерное владение, наличие развитой системы защиты стейкхолдеров, неполное развитие фидуциарной обязанности и действует в строго систематизированной правовой системе. Для неё также характерно «соучастие в управлении» (принцип кодетерминации). Основной источник инвестиционного капитала — банки.

Система «соучастия в управлении» (кодетерминация) на примере Германии выглядит так: если в компании менее 1000 сотрудников, то их должна представлять минимум треть наблюдательного совета, а если более тысячи — минимум половина. Основная идея состоит в том, чтобы крупные и средние фирмы контролировал «союз труда и капитала», поэтому представители менеджмента не входят в наблюдательный совет.

1. Англо-американская (аутсайдерская) модель

Эта модель построена на принципе разделенности владения и управления. Собственник (акционер) и менеджер имеют различные интересы и цели, поэтому задача КУ — создать между Собственником и Менеджером такую систему отношений, которая бы отвечала запросам Собственника. Фактически задача состоит в том, что минимизировать «агентскую проблему», поскольку обязанности и ответственность Менеджмента проистекают из отношений «Принципал-Агент». В такой компании Собственник (Совладельцы) назначает Менеджмент и наделяет его правами и обязанностями. Менеджмент, в свою очередь, подотчётен только Собственнику (Совладельцам), а не прочим Стейкхолдерам. Источник финансирования — рынок акций.

Есть аргументы, показывающие, что успешно реализовать аутсайдерскую модель можно лишь в условиях прецедентного права и работающего фондового рынка, законодательном закреплении прав и обязанностей Менеджера и Собственника и одноуровневой структуре СД (как в США, где Председатель СД часто является Гендиректором компании). Компания (корпорация) в этих странах обязана работать прозрачно и раскрывать перед обществом всю информацию, но за ненадлежащее управление перед обществом ответственности не несёт. Социальная ответственность корпораций, скорее относится к предмету публичной дискуссии, но не юридической практики.

2. Европейская (инсайдерская, континентальная) модель

Эта модель рассматривает компанию как естественное экономическое образование. Модель предполагает ограниченное акционерное владение, наличие развитой системы защиты стейкхолдеров, неполное развитие фидуциарной обязанности и действует в строго систематизированной правовой системе. Для нее также характерно «соучастие в управлении» (принцип кодетерминации). Основной источник инвестиционного капитала — банки.

Система «соучастия в управлении» (кодетерминация) на примере Германии выглядит так: если в компании менее 1000 сотрудников, то их должна представлять минимум треть наблюдательного совета, а если более тысячи — минимум половина. Основная идея состоит в том, чтобы крупные и средние фирмы контролировал «союз труда и капитала», поэтому представители менеджмента не входят в наблюдательный совет.

3. Японская (инсайдерская) модель

Эта модель предполагает взаимное владение компаниями, их закрытость для сторонних наблюдателей и участие государства в управлении экономикой.

Моя оценка – модели постепенно сближаются.

Глобализация рынка капитала побуждает искать общие черты в обеих моделях. Уже есть примеры, в частности принципы КУ ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и российское КУ с кодифицированным законодательством, европейской правовой системой и рыночноориентированным законом об акционерных обществах.

Какова же российская модель КУ?

Российское законодательство позволяет компаниям самим определять структуру своих органов управления, делая их похожими либо на американские, либо на европейские.

Например, если в Компании есть Правление, члены которого не работают в Совете директоров (Наблюдательном совете) — это шаг к европейской модели, поскольку в англо-американской модели Правления нет.

Если Гендиректор участвует в Совете директоров или Наблюдательном совете, то это похоже на англо-американскую модель.

Принципы моделирования системы корпоративного управления для конкретной компании с учетом российской специфики:

1. «Стейкхолдерский» подход к фигуре Собственника (Совладельцам): он в центре системы КУ в отличие от традиционного стейкхолдерского подхода, где в центре — Компания.

2. Ориентация на способность системы КУ работать без участия Собственника (автономно). Пока в непубличных российских Компаниях системы КУ нередко держатся на авторитете Собственника, а автономном режиме работать не способны.

3. Внедрение международных стандартов корпоративного управления, приверженность которым важна для продолжения формирования в России фондового рынка.

Наличие принципиальных различий между моделями, доказывает, что, хотя КУ полезно любой компании, структура и полномочия корпоративных органов, отвечающих за стратегические решения, наблюдение и контроль должны различаться в зависимости от структуры собственности (распыленность, степень концентрации владения). Сначала Собственник решает, чего он хочет, потом, на основе анализа состоянии системы управления в компании, институционального окружение компании и целей Собственника, появляется возможность создать систему КУ в конкретной Компании.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263