Российское законодательство позволяет компаниям самим определять структуру своих органов управления, делая их похожими либо на американские, либо на европейские.
Например, если в Компании есть Правление, члены которого не работают в Совете директоров (Наблюдательном совете) — это шаг к европейской модели, поскольку в англо-американской модели Правления нет.
Если Гендиректор участвует в Совете директоров или Наблюдательном совете, то это похоже на англо-американскую модель.
Принципы моделирования системы корпоративного управления для конкретной компании с учетом российской специфики:
1. «Стейкхолдерский» подход к фигуре Собственника (Совладельцам): он в центре системы КУ в отличие от традиционного стейкхолдерского подхода, где в центре — Компания.
2. Ориентация на способность системы КУ работать без участия Собственника (автономно). Пока в непубличных российских Компаниях системы КУ нередко держатся на авторитете Собственника, а автономном режиме работать не способны.
3. Внедрение международных стандартов корпоративного управления, приверженность которым важна для продолжения формирования в России фондового рынка.
Наличие принципиальных различий между моделями, доказывает, что, хотя КУ полезно любой компании, структура и полномочия корпоративных органов, отвечающих за стратегические решения, наблюдение и контроль должны различаться в зависимости от структуры собственности (распыленность, степень концентрации владения). Сначала Собственник решает, чего он хочет, потом, на основе анализа состоянии системы управления в компании, институционального окружение компании и целей Собственника, появляется возможность создать систему КУ в конкретной Компании.