SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

Модель вознаграждения – мост между стратегией и дивидендной политикой

22/07/2020
Политика вознаграждения Топ-менеджмента не будет полноценной без Стратегии (определяющей темпы роста и, как следствие, потребность в реинвестициях прибыли) и Дивидендной Политики (определяющей уровень выплат Владельцам). И напротив, Стратегия и Дивидендная Политика повысят шанс реализуемости при наличии Политики вознаграждения Топ-менеджмента (исполнительных органов). Все три документа – Стратегия, Дивидендная Политика и Политика вознаграждения Топ-менеджмента находятся в компетенции Совета директоров.

Если про необходимость Стратегии не говорит только ленивый, то при попытке прописать Политику Вознаграждения топ-менеджмента и Дивидендную Политику я встречался с некоторыми удивившими меня затруднениями как со стороны Собственников, так и со стороны Топ-менеджмента. Я их называю «казусами самоотверженного Собственника и Топ-менеджмента».

В чём выражается «казус самоотверженного Собственника»?
На предложение к управляющим Собственникам зафиксировать в документе правила выплаты дивидендов я встречал такой ответ: «Я всю прибыль реинвестирую в бизнес. Мне достаточно зарплаты, которую я получаю в компании. Не хочу обескровливать бизнес».

На подобное предложение к Топ-менеджерам те только пожимают плечами: если Собственник не хочет, им-то зачем себя ресурса лишать? Да и не их это компетенция.

«Казус самоотверженного Топ-менеджера» выражается в таком ответе на предложение документально зафиксировать систему вознаграждения, нацеленную на доходность собственного капитала: «Мы работаем не за деньги. Нас устраивает зарплата, которую мы получаем в компании. Нам гораздо важнее иметь возможность решать уникальные задачи. Излишняя фокусировка на деньгах будет противоречить нашим ценностям: выгода станет важнее ценности».

На подобное предложение к Собственнику он тоже «пожимает плечами»: если Топ-менеджмент не хочет, то зачем вознаграждать насильно? Да и ему самому зачем себя ресурса лишать? Пусть даже это и в компетенции Собственника, но компетенция – это же право, а не обязанность принимать соответствующее решение.

Оба этих самоотверженных типажа как бы «заражают» друг друга самоотверженностью. И, что важно, я верю в то, что они верят в свои слова.

Но такой «самоотверженный» подход, на мой взгляд, опасен для бизнеса. На эту мысль меня натолкнул пример одного «самоотверженного» управляющего Собственника, решившего в какой-то момент определить Дивидендную Политику не отказываясь от своей «самоотверженности». Вот как он аргументировал это решение: «Мне и сейчас достаточно зарплаты, и я не собираюсь транжирить дивиденды. Но я понимаю, что если я буду оставлять всю прибыль в бизнесе, Топ-менеджмент станет думать, что Собственный капитал бесплатен или менее дорог, чем заёмные средства, и решит «проехать зайцем». Они найдут способы неэффективно рассовать прибыль по «запасам» и «резервам», чтобы увеличить свою безопасность под видом устойчивости бизнеса. В результате бизнес «зарастёт жирком» и начнёт терять и доходность капитала, и ликвидность. Лучше я без потери на налоги соберу в головной компании группы дивиденды от дочерних компаний и буду сам решать, куда их направить».

Обращу внимание на два следствия, которые возникают из этого решения.

Первое касается качества управления бизнесом: он создаёт стимулы для Топ-менеджмента повышать эффективность, доходность. Управляющий Собственник начал смотреть на Топ-менеджмент как бы со стороны роли Собственника, отделяя себя от роли Управляющего.

Второе касается качества его собственной работы как Собственника в роли Капиталиста, в которую он сразу попадает получив дивиденды. Перед ним сразу встаёт вопрос об управлении Капиталом, а не Компанией. Вполне возможно, что эти дивиденды следует разместить в ликвидной форме для сохранения или инвестировать для диверсификации в другие проекты, которые должны приносить пассивный доход, и на управление которыми не должно отвлекаться время, уделяемое основному бизнесу.

О «базароответственной коммуникации»
В отношении Дивидендной Политики следует понимать, что это не просто способ удовлетворить жадных до денег Владельцев, а это способ «базароответственной коммуникации» между Собственником и Топ-менеджментом посредством Компании. Дивиденд – это материально подкреплённый Результат, за который подотчётный Топ-менеджмент отчитывается перед Собственником.

Но теперь попробуем подобным взглядом с точки зрения интересов бизнеса посмотреть на систему вознаграждения Топ-менеджмента, точнее, на её отсутствие. Если Собственник, пусть даже с согласия своего не потерявшего энтузиазм Топ-менеджмента, пользуется его «самоотверженностью», то не создаёт ли он ситуацию, при которой Компания и он сам «едут зайцем» за счёт недоплаты Топ-менеджменту, пребывающему пока в «иллюзии справедливости»?

Думаю, ответ очевиден. Поэтому компетенция об утверждении Политики Вознаграждения топ-менеджмента должна перейти из «права» Собственника в его репутационную обязанность. Кстати, при создании Совета директоров обычно этот вопрос переходит к его компетенции, причём трактуемой не просто как «право», а как обязанность. Для этого даже специальный Комитет создаётся.

В отношении Политики Вознаграждения следует понимать, что это не просто способ удовлетворить жадных до денег Топ-менеджеров, а это способ «базароответственной коммуникации» между Собственником и Топ-менеджментом посредством Компании. Бонус – это материально подкреплённая Обратная связь, свидетельствующая об Оценке (от слова «ценность») Результата деятельности Топ-менеджмента, о котором он материально отчитался Дивидендами.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263