Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

«МИНИСТЕРСТВО ВЕЧНОСТИ»

08/12/2020
У людей, живущих на постсоветском пространстве, утверждение о вечности собственности вызывает как минимум снисходительную улыбку: мы ведь знаем, что смена власти или изменение закона в один миг могут лишить миллионы собственников и членов их семей части или всего нажитого. Однако в странах с длительной историей развития свободного рынка подобное утверждение — банальная очевидность.

В Японии, Англии и США и других странах с развитым институтом собственности есть семьи, владеющие одним бизнесом несколько поколений и даже веков. Вот почему для их граждан вполне естественна уверенность в том, что собственность вечна, если только не потерять ее по неудачному стечению обстоятельств или вследствие собственных неверных решений. Они доверяют институту собственности в своих странах. «Доверие» здесь — ключевое слово. В нем приставка «до» не менее важна, чем корень «вер». Доверие возникает до того, как лицо, организация или институт доказали, что им можно верить. Доверие — это установка, не требующая предварительных доказательств, но требующая последующего подтверждения.

Доверие (в контексте бизнеса) — репутация физического или юридического лица, на основании которой его считают добросовестным, лояльным, профессиональным.

Доверие — позитивное отношение к свойствам организации или личным и профессиональным качествам человека, которое возникает на основе их репутации.
В России это пока не так. Здесь нужно заново выстроить институт передачи собственности таким образом, чтобы слова о её вечности начали восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Для этого государству и обществу недостаточно обеспечить защиту традиционных прав собственности (владения, распоряжения и пользования) в сделках, совершаемых по воле живущего собственника. Необходимо обеспечить владельческую преемственность из поколения в поколение, защиту прав собственника, уходящего из жизни и прав собственника, принимающего наследство.

Западные бизнесмены могут знать о наследовании бизнеса не больше российских , но развитая законодательная база и практика в их государствах способствует успешности этого процесса. Сама система им благоприятствует: если ты не знаешь, как передать или принять бизнес по наследству, тебе подскажут бизнес-консультанты и юристы. Другими словами, если ты тонешь, потому что не умеешь плавать, тебя вытащит из воды спасатель, которого специально для этого наняли.

Что нужно для преемственности бизнеса в России?

В России, как и в других постсоветских странах, ситуация во всех смыслах иная. Во-первых, нет достаточной, проверенной временем практики (ни юридической, ни управленческой). Российским бизнесом преимущественно владеет первое поколение основателей, которые не принимали и ещё не передавали бизнес по наследству. Российские консультанты по управлению в своей массе такие вопросы не решали и не учились их решать, ведь им почти не у кого было учиться. Зарубежный опыт в этом вопросе тоже перенять нельзя: западные бизнесмены и консультанты не сталкивались с массовой передачей бизнеса новому поколению собственников в условиях «выжженного» института собственности.

Для обеспечения преемственности бизнеса в России нужны (желательно одновременно) следующие условия:

· Юридическая легитимизация (защита бизнеса на уровне законодательства и судебной системы, которой можно доверять).

· Управленческая легитимизация (признание менеджерами, а также актуальным собственником своего наследника в качестве будущего собственника, что предполагает допуск его к управлению бизнесом и созданию плана преемственности).

· Социальная легитимизация (признание обществом права наследников наследовать бизнес и запрос общества на компетентного собственника).

Во-вторых, многие российские компании нежизнеспособны без управляющего основателя. Такой собственник не готовит бизнес к существованию после себя, и если компания не умирает вскоре после владельца, то значительно теряет в стоимости и постепенно разваливается, вместо того чтобы и дальше развиваться под руководством подготовленного преемника.

В-третьих, для передачи бизнеса нужен собственно преемник. За рубежом ситуация с наследованием бизнеса обстоит гораздо лучше, но тоже не идеально. В частности, в развитых западных странах в первом поколении наследуются в среднем 30% семейного бизнеса, 15% — во втором, 12% — в третьем. Формальным планом передачи бизнеса обладают менее 30% семейных компаний.

Следует помнить, что Преемник — не обязательно Наследник. Наследство — частный случай владельческой преемственности, причём не самый распространённый в силу своей сложности. Однако феномен наследования интересен именно своей сложностью, переплетением ценностей бизнеса и рода.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!
Перейти на платформу ОБСУЖДЕНИЯ