В России, как и в других постсоветских странах, ситуация во всех смыслах иная. Во-первых, нет достаточной, проверенной временем практики (ни юридической, ни управленческой). Российским бизнесом преимущественно владеет первое поколение основателей, которые не принимали и ещё не передавали бизнес по наследству. Российские консультанты по управлению в своей массе такие вопросы не решали и не учились их решать, ведь им почти не у кого было учиться. Зарубежный опыт в этом вопросе тоже перенять нельзя: западные бизнесмены и консультанты не сталкивались с массовой передачей бизнеса новому поколению собственников в условиях «выжженного» института собственности.
Для обеспечения преемственности бизнеса в России нужны (желательно одновременно) следующие условия:
· Юридическая легитимизация (защита бизнеса на уровне законодательства и судебной системы, которой можно доверять).
· Управленческая легитимизация (признание менеджерами, а также актуальным собственником своего наследника в качестве будущего собственника, что предполагает допуск его к управлению бизнесом и созданию плана преемственности).
· Социальная легитимизация (признание обществом права наследников наследовать бизнес и запрос общества на компетентного собственника).
Во-вторых, многие российские компании нежизнеспособны без управляющего основателя. Такой собственник не готовит бизнес к существованию после себя, и если компания не умирает вскоре после владельца, то значительно теряет в стоимости и постепенно разваливается, вместо того чтобы и дальше развиваться под руководством подготовленного преемника.
В-третьих, для передачи бизнеса нужен собственно преемник. За рубежом ситуация с наследованием бизнеса обстоит гораздо лучше, но тоже не идеально. В частности, в развитых западных странах в первом поколении наследуются в среднем 30% семейного бизнеса, 15% — во втором, 12% — в третьем. Формальным планом передачи бизнеса обладают менее 30% семейных компаний.
Следует помнить, что Преемник — не обязательно Наследник. Наследство — частный случай владельческой преемственности, причём не самый распространённый в силу своей сложности. Однако феномен наследования интересен именно своей сложностью, переплетением ценностей бизнеса и рода.