SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ КАК «ПРАВИЛА ИГРЫ»

28/02/2021
Существует ли «единственно правильная» или «оптимальная» Матрица для непубличной компании? Нет. Так же, как нельзя ожидать, что существует «единственно правильный» молоток. Матрица – это управленческий инструмент, а не природная константа.

Означает ли это, что не существует «неправильных» или «ошибочных» Матриц? Нет, не означает.

В отношении Матрицы как инструмента существует ряд формальных требований, которым она должна отвечать. И есть ряд ошибок, которых следует избегать.

Начнем с перечня формальных требований к Матрице.

1. Строки Матрицы должны содержать наиболее важные вопросы, по которым принимают решения органы управления Компании.

2. Матрица должна отвечать на диспозитивные нормы, предусмотренные законодательством, фиксируя выбор, сделанный Владельцами Компании. Примером диспозитивной нормы является возможность образования и досрочного прекращения полномочий исполнительных органов решением Собрания Владельцев либо решением Совета Директоров (Набсовета). По умолчанию предусмотрено первое, но Компания может в Уставе закрепить второй вариант.

3. При этом Матрица может не включать в себя императивные нормы закона, поскольку в отношении них у Компании нет выбора.

4. Матрица не должна ограничиваться только нормами законодательства, но должна включать в себя и управленческие вопросы. Примерами таких вопросов являются вопросы «Бюджетно-стратегического цикла», определенные кадровые вопросы, вопросы одобрения сделок, удовлетворяющих определенным критериям.

5. Столбцы Матрицы должны включать в себя существующие или проектируемые органы или «квазиорганы».

6. В ячейках Матрицы указываются действия, осуществляемые соответствующими органами в отношении подготовки или принятия Решения по тому или иному Вопросу. Обязательными действиями являются: Подготовка решения и его Утверждение. Кроме них могут могут быть: «инициация» решения, подготовка проекта решения, рекомендация решения для утверждения другим органом, контроль и т.д.

Каких содержательных ошибок следует избегать формируя Матрицу?
1. Наиболее частая ошибка – не фиксировать в Матрице вопросы, которые в принципе не могут и не должны решаться Менеджментом. Например, утверждение вопросов Бюджетно-Стратегического цикла или системы вознаграждения Менеджмента или формирование Службы внутреннего аудита. Эти вопросы никак не упомянуты в законодательстве о непубличных компаниях. Если этих вопросов нет в Матрице, то по умолчанию они относятся к «остаточной компетенции», которая, в свою очередь, подведомственна ЕИО (Гендиректору).

2. Вторая, связанная с этим ошибка, это явное отнесение к ведению Менеджмента (исполнительных органов) подобных вопросов в самой Матрице. Например, не следует относить к компетенции Правления, даже если оно официально сформировано, утверждение Стратегии или годового Бюджета.

3. Третья ошибка связана с игнорированием компетенции по утверждению «внутренних нормативных документов» (ВНД). Если не прописать ясно, какие типы Документов утверждают те или иные органы, и как эти документы соподчиняются, есть риск нарваться на управленческие недоразумения и взаимные обвинения во вмешательстве в дела Менеджмента – со стороны Менеджмента в адрес вышестоящих органов, и в превышении полномочий – в адрес Менеджмента со стороны вышестоящих органов. Так, например, мы рекомендуем различать два типа Политик, регламентирующих деятельность Компании в разных областях: Корпоративные Политики следует утверждать Советом Директоров, а Политики Менеджмента – Правлением. При этом Политики Менеджмента не должны противоречить уже утвержденным Корпоративным Политикам и должны быть приведены в соответствие с Корпоративной Политикой, утвержденной после того, как была принята Политика Менеджмента.

4. Четвертая ошибка связана с вопросами одобрения сделок, а именно, установлением критериев сделок, подпадающих под одобрение. Если сделать критерии слишком жесткими, то коллегиальному органу придется слишком часто их одобрять. Если слишком мягкими, можно пропустить существенный риск. Тонкая настройка таких критериев требует времени.

Допускаю закономерный вопрос: может ли быть несколько вариантов Матриц, не содержащих ошибок? И, если да, то какая из них «оптимальная» или «более правильная»?

Отвечаю. Да, может быть несколько «правильных», т.е. не содержащих ошибок Матриц. Какая из них подойдет для конкретной Компании – существенно зависит от индивидуальных особенностей Компании и ее Владельцев, от стадии зрелости системы Корпоративного управления. Если Компания разработала несколько приемлемых для нее Матриц, но затрудняется с выбором наиболее предпочтительной, это означает, что пора приглашать Консультанта для совместной работы над «индпошивом. Хорошая новость в том, что в такой ситуации существенно проще сформулировать ТЗ для Консультанта и становится понятной его необходимость, а не просто полезность. В этой немаленькой книге я постарался дать максимум информации, чтобы Компании и их Владельцы могли самостоятельно сделать какую-то часть работы по построению системы Корпоративного Управления. Но для того, чтобы описывать все разнообразие вариантов с учетом индивидуальных особенностей, пришлось бы писать еще одну такую же книгу.

Приведу пример 6 различных вариантов правильной Матрицы на примере утверждения Стратегии или Бюджета (см. Таблица 6.9.).

Таблица 6.9. Варианты допустимых Матриц по утверждению Стратегии или Бюджета.
ВОУ Совет Директоров или «Квази Совет Директоров» Правление или «Квазиправление» ЕИО
1 Утверждает Отсутствует Отсутствует Готовит
2 Утверждает Отсутствует Готовит, предварительно одобряет Организует разработку
3 Утверждает Предварительно одобряет, рекомендует ВОУ утвердить Готовит, Вносит на предварительное одобрение Совета Организует разработку
4 Утверждает Предварительно одобряет, рекомендует ВОУ утвердить Отсутствует Готовит, Вносит на предварительное одобрение Совета
5 Не решает Утверждает (только СД, не «квази») Отсутствует Готовит, Вносит на утверждение Совета
6 Не решает Утверждает (только СД, не «квази») Готовит, Вносит на утверждение Совета Организует разработку
Какой из этих вариантов выбрать?
Очевидно, что для Компании, только начинающий свой путь к КУ, скорее подойдет вариант 1, без промежуточных коллегиальных органов. Но, предположу, что такая Компания еще работает без Бюджета, не говоря уже о Стратегии, поскольку в ней так и не сформирована Топ-Команда.

Но для более развитых компаний может возникать выбор между 2, 3 и 6 вариантами или 4 и 5 вариантами.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263