Ни один мой тренинг по корпоративному управлению не проходил без вопроса от владельцев непубличных компаний: «А когда уже пора задумываться о системе КУ?». Есть байка о том, когда начинать заниматься воспитанием детей. Один знаменитый педагог (разные варианты байки приписывают это разным педагогам) на вопрос молодой матери о том, когда пора начинать воспитывать ее трехлетнего ребенка, ответил, что она опоздала на 3 года и 9 месяцев. Примерно так же отвечаю и я.
Задумываться о корпоративном управлении нужно не после, а до подписания устава компании, поскольку именно устав должен содержать осмысленные результаты решений в области КУ. Однако, если серьезно, то для внедрения на предприятии системы КУ есть и экономический критерий. Озвучу его для компании, управляемой единоличным Собственником. Критерий довольно прост: когда пассивный дивидендный доход Собственника как Капиталиста сравняется с его Менеджерским доходом, заработанным упорным трудом, тогда пора уже задумываться о системе, позволяющей Собственнику перейти от операционного управления к стратегическому. С этого момента дивидендный доход Собственника будет всё время расти с темпом роста собственного капитала, а менеджерский, если и будет расти, то существенно меньшими темпами, в соответствии с рынком управленческого труда.
Можно ли как-то численно оценить масштаб такой компании? Да, можно. Мы всегда это делаем. Но вначале предлагаю читателю самому на листочке написать, какой примерно объем продаж должен быть у такой компании, чтобы соответствовать данному критерию.
Написали? Теперь давайте посчитаем. Для этого нужно сделать несколько допущений, реалистичных с рыночной точки зрения. Предположим, мы говорим о какой-то производственной компании «Красная синька». В отрасли, в которой она работает, нормальная рентабельность продаж составляет 10%. Именно рентабельность продаж ROS (Return On Sales) = Чистая Прибыль (ЧП) / Продажи, а не ROE.
Данный коэффициент зависит от отрасли. Если бы мы говорили о ритейле, то брали бы 2–5%. В строительстве жилья больше: 10-20%.
Предположим для нашего примера: ROS = ЧП / Продажи = 10%.
Тогда ЧП = ROS * Продажи = 10% * Продажи.
Предположим, Собственник платит себе дивиденды в размере 25% от чистой прибыли, то есть 2,5% от объема продаж, а оставшиеся 75% от ЧП реинвестирует в бизнес.
Предположим также, что он выплачивает себе менеджерскую зарплату по московскому рыночному уровню, например, 200 000 рублей в месяц и 100% годового бонуса. По году выходит 200 000 * 12 * 2 = 4,8 млн рублей.
В какой момент его менеджерский доход сравняется с дивидендами?
Дивиденд = Оклад + Бонусы = 4,8 млн.
Мы помним, что Дивиденды составляют 2,5% от Продаж. Соответственно, искомое значение объема продаж равно:
Продажи = 4,8 млн / 2,5% = 192 млн рублей в год.
Для любителей оценивать в более твердой валюте — около 3 млн долларов в год. Не так уж и много. И для компании такого размера годовой доход гендиректора в размере 4,8 млн. рублей – не заниженная величина. По формальным критериям такие компании еще относятся к малому и среднему бизнесу, но уж никак не к крупному. В крупный бизнес надо входить уже с корпоративным управлением.
Если Собственник решит, что дивидендный выход будет не 25%, а 15%, то объем продаж увеличится примерно до 5 млн долларов.
Очевидно, что годовой доход менеджера, управляющего бизнесом такого размера, скорее всего будет несколько ниже, чем в нашем допущении, а значит, и пороговый уровень объема продаж тоже снизится, но на проценты, а не на порядок.
Теперь сравните этот результат с тем, что вы написали на листочке. Если ваш результат в диапазоне 2–4 млн долларов, то интуиция вас не подвела.
Собственнику Компании, вышедшей на обороты более 3 млн долларов в год уже пора задумываться о системе КУ.
Примерное правило: Управляющему Собственнику имеет смысл начинать готовить себя и Компанию к управленческой преемственности, когда выручка его Компании в 50 раз превысит его доход как Менеджера.