Алгебра конфликтов Предвижу, что читатель может испытать легкое недоумение по поводу такого философского вступления. Ему может показаться, что разговор о конфликтах в организациях я начинаю издалека. Однако прошу набраться терпения, и всё станет понятным.
В 1968 году Владимир Лефевр (советский и американский ученый, психолог, математик – прим. ред.) опубликовал статью «Алгебра конфликта», где впервые применил математический аппарат, чтобы описать конфликты. Деятельность конфликтующих сторон он рассматривал как некую рефлексивную игру, в которой оппоненты имитируют рассуждения друг друга, передают партнерам основания для принятия решений. Позднее Лефевр опубликовал статью «Системы, сравнимые с исследователем по совершенству», в которой уделял особое внимание позиции ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, взявшегося изучать системы, сравнимые с ним самим по совершенству. Итогом той статьи было утверждение о необходимости смены исследовательской «идеологии» и построения специальных исследовательских средств.
Соглашаясь с Лефевром в части исследовательского аспекта, я задался аналогичным вопросом с точки зрения консультанта, задачей которого является внесение целенаправленных (осознанных) изменений в системы, сравнимые (или даже превосходящие, если так можно выразиться) с консультантом по совершенству. В нашем случае система – это организация, а исследователь – это человек.
Чтобы говорить о конфликтах, нужно принять знание и понимание о том, что человек постоянно находится в процессе исследования. Причем, когда он изучает естественную природу, она, во-первых, не сопротивляется, а во-вторых, после того, как человек изучил и открыл какой-то закон, особенно, какую-то константу – природа не меняет своего закона, он продолжает действовать. Благодаря этому возникла наука и инженерия – когда мы, опираясь на законы природы, просчитываем и затем создаем что-то.
Однако для социальных систем оба этих постулата не выполняются. Если вы начинаете изучать отдельного человека – начинается игра: как только он понимает, что вы с ним взаимодействуете, он меняет свое поведение, а после того, как вы что-то про него поняли, это знание вы обязаны озвучить, оно должно быть публичным и критикуемым. И чем точнее вы описали человека, которого изучали, когда он еще не имел этих знаний о себе, тем быстрее он изменится, и тем быстрее устареют ваши формулировки выявленных закономерностей.
Собственно, на этом эффекте построена психотерапия. Она дает человеку возможность узнать что-то про его неосознанную проблему и затем осознанно к ней отнестись и тем самым измениться. Аналогичные выводы можно сделать и в отношении общества, с той лишь оговоркой, что общество очень трудно чему-то научить. Очень напоминает квантовые законы, в которых акт наблюдения меняет систему.
Философская ремарка Чтобы двигаться дальше, необходимо разобраться в нескольких моментах.
Я исхожу из того, что у каждого из людей своя собственная, уникальная картина окружающего его мира, отличающаяся от всех остальных ключевым элементом: наличием или отсутствием в нем самого наблюдателя. Каждый человек как наблюдаемый объект находится в «слепой зоне» своей картины мира, но не в картинах мира других людей.
Нас с детства учат «смотреть на себя со стороны», но не объясняют, «с какой из сторон смотреть», как это делать и на что именно обращать внимание. Так вот смотреть следует на свой образ действия, а не просто на отражение. Образ действия – это своеобразная граница между внутренним и окружающим человека мирами.
Представьте себе забор: прохожие видят его внешнюю сторону, а хозяин – внутреннюю. Образ действия в представлении самого действующего лица принципиально отличается от образа, наблюдаемого со стороны. И перевести эти картинки с одного языка на другой достаточно трудно.
Если я хочу посмотреть на себя со стороны, то могу сделать это только через человека, наблюдающего меня. И сделать это можно только в том случае, если каким-то «чудесным способом» проникнуть в его картину мира. Этот «чудесный способ» я называю
диалогом или диалоговой коммуникацией.
Известна фраза Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – значит смотреть вместе в одном направлении». Когда люди «смотрят в одном направлении», они видят общую картину, которая сможет стать внешним по отношению к ним предметом их диалога.
Какое отношение имеет эта философия к конфликтам?
Конфликт – это, как мы теперь понимаем, история про взаимодействие субъектов не только с совершенно разными картинами мира, но и живущими в существенно разных мирах.
Ссылаясь на американских родоначальников конфликтологии, можно сказать, что конфликт – это понимание и осознание хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. То есть, это конкуренция в удовлетворении интересов. Для признания конфликта не нужен консенсус или большинство, достаточно признавать его факт, если хотя бы одна сторона считает, что он есть. Следовательно, чтобы уладить конфликт – стороны должны согласовать свои интересы, а для этого вступить в диалог. Причем в переговоры по поводу проблемы, лежащей в основе противоречия интересов, а не переговоры о капитуляции. Для решения конфликта стороны необходимы друг другу.
Конфликт всегда урегулируется через спор. Предметов конфликта может быть несколько, потому что давать им определение может любая заинтересованная сторона, в то время как предметом спора может быть лишь единая, согласованная всеми участниками формулировка. Это первое соглашение и есть начало конструктивного диалога.
Факторы влияния на возникновение и развитие конфликта Прежде чем перейти к разговору о разрешении конфликта, обозначим факторы, которые влияют на его возникновение и развитие. Перечислим их в порядке снижения степени зависимости от воли сторон:
Информационный фактор – это всё, что связано с качеством и циркуляцией информации в процессе конфликта. Этот фактор во власти сторон. Можно сказать, что там, где нет военной тайны, там не может быть войны. Расхождение интересов не приведет с неизбежностью к разрушающему столкновению. «Холодная» война не превратится в «горячую» до тех пор, пока у лидеров ядерных держав помимо ядерного чемоданчика есть прямая телефонная линия.
Поведенческий фактор – поведение, задевающее наши ценности, угрожающее поведение, непредсказуемое поведение и т.д.
В конфликте поведение воспринимается не только само по себе, но и как важный сигнал или знак, который одна сторона подает другой. В предконфликтной ситуации стороны резко снижают общение друг с другом, присутствующая негативная установка заставляет трактовать любое действие, даже нейтральное, как враждебное, или даже демонстративно враждебное. Так происходит эскалация конфликта. Запутанные конфликты имеют обычно длительную историю, и запутанность возникает именно из-за поведенческих факторов.
Фактор отношений – связан с удовлетворением от взаимодействия (или его отсутствием) между сторонами. Отношения могут быть добровольными или принудительными; независимыми, односторонне зависимыми или взаимозависимыми; длительными или краткосрочными; положительными или напряженными т.д. Важно не смешивать отношения сторон друг с другом с мнением (оценкой) сторон друг о друге. Мнения и оценки каких-то фактов и действий могут быть отрицательными, а отношение должно быть положительным, если мы хотим уладить конфликт.
Фактор установки. Установка – предубеждение, влияющее на восприятие (в т.ч. восприятие слов и поведения другой стороны). Трактовать сомнения в пользу или против другой стороны? Верить ли другой стороне априори или она должна вначале заслужить доверие? Если собеседник поинтересовался как мои дела, он проявил вежливость или лезет не в свое дело? Ответы на эти и подобные вопросы формируют установку того, кто дает эти ответы. Установка может в одночасье плюс превратить в минус и будет очень трудно доказать обратное.
Ценностный фактор – это те принципы, которые участники провозглашают или отвергают. Ценности меняются трудно и обычно не являются предметом переговоров: участники просто должны понимать и учитывать их различие.
Структурный фактор – это то, какую формальную или неформальную структуру имеет группа конфликтующих. Речь идет о возрастных, половых, статусных и прочих особенностях сторон. Как правило, структурные факторы не зависят от конфликтующих сторон. Конфликт «отцов и детей» – из этой серии.
Роль коллегиальных органов в недопущении неконструктивных конфликтов Как говорилось выше, ключевым фактором возникновения конфликтов является невозможность каждого из нас увидеть свой образ действий со стороны. Я пришел к выводу, что единственный способ изменить его – вступить в переговоры, которые будут иметь положительный эффект лишь при соблюдении трех условий:
– каждой стороне выгодно давать обратную связь;
– каждая сторона чувствует, что давать обратную связь безопасно;
– каждая сторона в состоянии давать обратную связь конструктивно.
В организации, как считается, совместно работают люди, заинтересованные в общем результате. Предположим, что это так. В таком случае первое условие будет выполнено: каждый будет заинтересован в надлежащей работе всех.
Но безопасно ли давать обратную связь? Как к этому отнесутся подчиненные, коллеги и, страшно подумать, руководитель?
В организации, особенно устроенной иерархически, часто источником масштабных проблем является наиболее масштабная фигура, т.е. руководитель. Он одинок на вершине. Зачастую ему сложно вступить в диалог с подчиненными, поэтому в компании должны быть процедуры, снимающие ранги. И безопасность обратной связи должен гарантировать именно высший руководитель. Его репутационная обязанность и управленческий интерес – обеспечить безопасность диалоговой коммуникации, позволяющей участникам, в т.ч. ему самому, обмениваться обратной связью. Как в сборнике рассказов про Маугли был закон: на водопое охота запрещена.
Однако даже если соблюдены первые два условия, но не соблюдено третье, обратная связь будет напоминать свист и крики зрителей на стадионе, а не советы мудрого тренера. Здесь нужна компетентность как дающего обратную связь, так и воспринимающего. Хорошая новость в том, что этому можно научиться. Сейчас на рынке достаточно предложений по грамотному поведению в диалоговой коммуникации. Но обязательно нужен корпоративный «институт», позволяющий регулярно воспроизводить эту практику.
Таким корпоративным институтом могут стать коллегиальные органы, членами которых являются высшие руководители компании: советы директоров и правления. В советах директоров преимущественно представлены владельцы и минимально представлен менеджмент, а правление, напротив, является командой топ-менеджеров. Процедуры работы этих органов должны быть нацелены на формирование культуры диалоговой коммуникации.
Членам коллегиального органа запрещено произносить слова: «я не знал» или «я же вам говорил, а вы меня не послушали». Для анализа проблем организации полезно использовать т.н. «синхронную» коммуникацию среди руководителей, предлагая им высказаться по вопросу независимо от мнения коллег. Пример такой коммуникации –анкета или бюллетень для голосования. «Синхронная» процедура не позволит никому «отсидеться», спрятавшись за формулировкой «я согласен с предыдущим оратором». Совпадение разных точек зрения по итогам такой процедуры свидетельствует о факте распространенности мысли до начала ее обсуждения.
Есть много правил работы коллегиальных органов, но уже не для этой статьи. Здесь же поделюсь одной рекомендацией: всегда начинайте заседание с контроля ранее принятых решений, а завершайте его процедурой обратной связи в адрес организаторов и участников. В компаниях, где я являюсь председателем совета директоров или советником по коллегиальным форматам работы, мы вводим правило последние 10 минут заседания посвящать обратной связи, в ходе которой высказываемся по кругу, отвечая на следующие вопросы:
1. Моя оценка подготовки заседания. Вовремя ли были разосланы материалы, их качество.
2. Моя оценка хода заседания. Как мы работали, удовлетворен ли я психологической атмосферой, процедурой и существом принятых решений.
3. Мои инсайты. Что я вынес для себя из состоявшегося обсуждения.
4. Мои рекомендации в адрес организаторов.
Роль Посредника в разрешении конфликта Конфликт – это не «ужас-ужас», которого нужно избегать, а культурное образование, которое нужно целенаправленно выстраивать, если, конечно, хотите развиваться. Избегать нужно склок, а не конфликтов.
Работа с конфликтом начинается с определения и фиксации информации о том, кто его участники, каковы их интересы и опасения, а также какова
проблема, лежащая в основе противоречий. Заметьте: проблема, а не решение. Если эти моменты определены – можно считать, что половина пути к решению пройдена.
Для проработки этих аспектов удобно использовать метод картографии конфликта. Кому-то он может показаться трудоемким, но при доброй воле сторон они могут легко его применить. В запущенных случаях, когда коммуникация затруднена, скорее всего, потребуется привлечение Посредника. Посредник – не только профессионал, обладающий специальной квалификацией, но и носитель нейтральной позиции по отношению к конфликтующим сторонам.
С детства мы привыкли прекращать разговаривать с теми, на кого обиделись. А что нужно делать в этом случае на самом деле? Конечно, разговаривать! И роль Посредника – восстановить прерванную коммуникацию. Задачи Посредника: снять информационные барьеры, устранить поведенческие двусмысленности, скорректировать установки сторон на позиции друг друга, сформировать повестку дня переговоров и провести их (в роли модератора).
Чтобы составить такую карту необходимо взять лист бумаги и сформулировать проблему в заголовке, ниже в таблице (Рис. 1) перечисляются участники (группы участников), их интересы и опасения. Вначале свои версии карты конфликта могут составить все предполагаемые участники, а затем на их основе следует составить общую карту, которая и станет их первым совместным результатом.
Если в организации много конфликтов, то карты должны быть пронумерованы (каждому конфликту присваивается номер) и представлены в форме структурной таблицы (Рис. 2.). Строки и столбцы обозначают участников, а клетка, находящаяся на пересечении – содержит номер конфликта и название проблемы, лежащей в его основе. Правильно составленная таблица должна быть симметричной с пустыми клетками по диагонали.
По моим наблюдениям, многосторонние конфликты – редкость. Как правило, встречаются конфликты, где либо две стороны, либо «треугольник».
Чтобы диагностировать конфликтную обстановку в организации, применяется структурно-факторная таблица, в которой каждый из названных конфликтов раскладывается по перечисленным выше факторам (Рис. 3), в каждой клетке указываются конкретные причины, вызвавшие обострение данного конфликта. Основной объем информации берется из карт конфликтов. На основе анализа таблицы должен быть выработан комплекс мероприятий, требующих обсуждения на переговорах участников.
Также рекомендую составлять таблицу «самокритики и похвалы» (Рис. 4). Для этого Посредник предлагает сторонам направить ему (не сговариваясь) свои формулировки предмета конфликта, интересы, опасения, а также сделать то же самое, но от имени другой стороны. Далее заполнить таблицу и обменяться результатами.
Цель процедуры – позволить каждой из сторон проанализировать свои ошибки в части восприятия позиции другой стороны и, напротив, отметить позитив в восприятии другой стороной своей позиции. Это сблизит их установки.
Когда диагностика завершена, перед участниками встает вопрос о дальнейшей стратегии своего поведения: борьба до победы или переговоры.
Для работы с конфликтом, как правило, нужен Посредник, в картине мира которого присутствуют обе стороны диалога, и который будет координировать действия сторон в конфликте и поможет в его разрешении. Человеку, берущему на себя роль Посредника, приходится затрачивать огромные усилия для того, чтобы убедить заинтересованные стороны сесть за стол переговоров. И далеко не всегда это удается. Опыт показывает, что одного энтузиазма Посредника в этом вопросе недостаточно. Необходим организационно-правовой механизм, позволяющий оперативно и понятным для основных участников образом определять конфликтную ситуацию и запускать процесс переговоров с участием Посредника, обладающего специальной квалификацией и инструментарием. Это позволит перевести конфликтную ситуацию в конструктивное русло на ранних стадиях ее созревания.
Рекомендации по коммуникации в процессе конфликта Я – высказывание. Если вы ощущаете обиду, то избегайте обвинений в адрес обидчика. Помните, что в его картине мира нет его самого. Он вас не поймет. Используйте в диалоге принцип «Я-высказывания». Фраза «ты обманываешь меня» в 99% случаев вызовет сопротивление и обострение коммуникации. Конструкция от личного местоимения – «когда со мной поступают так-то, я чувствую себя обманутым» – не поддается опровержению и в принципе не может вызвать возражений, поскольку речь идет о ваших субъективных чувствах, о том, что вы видите «изнутри своего забора», а не «снаружи его забора».
О понимании. «Объяснить я сам могу, я понять не могу». Эта фраза из анекдота подсказывает нам тактику поведения в ситуациях недоразумений, которые, как правило, предшествуют конфликтам. Приведу возможный алгоритм действий, используя который, оппоненты смогут уточнить, что одинаково понимают слова и действия друг друга.
Если вас не слышат, то, возможно, лучшим решением будет прекратить снова и снова объяснять собеседнику свою мысль и попытаться помочь ему «родить» свою формулировку вашей идеи и затем спрашивать Вас : «верно ли я тебя понял, что…». И когда вы ответите ему «да», это будет означать, что понимание достигнуто. Только важно помнить, что вы в этот момент взяли на себя обязательство не обвинять его в том, что он вас переврал.
Задавайте вопросы: «верно ли я услышал?..» (далее буквальный повтор). После утвердительного ответа спросите: «верно ли я понял?..» (далее измененная формулировка). Утвердительный ответ Вашего собеседника означает, что у него не будет оснований упрекнуть Вас в недопонимании.
Что дает эта процедура? После нее у одной идеи появляются две эквивалентных по содержанию формулировки. Опровержение Вами собственной формулировки автоматически будет означать опровержение исходной. Поэтому в интересах сторон прийти к взаимопониманию.
О критике Критика – это не ругань. Критическое высказывание начинается не со слова «нет», а со слова «да». «Да, вы правы, но в такой-то области…». Критика состоит не в том, чтобы отвергнуть идею собеседника как абсурдную, а в том, чтобы найти область ее применения.
Как конструктивно критиковать? Исходя из того, что идея оппонента верная, пытайтесь развить ее «вперед», до границ применимости – разбирайте выводы, ищите разумное зерно, развивайте и его, и свою идею, указывайте область, где идея не работает, путем опровержения своей идеи – эквивалента. Пределы, которых вы вместе достигнете, покажут область применения его идеи. Помните, чтобы достичь максимального эффекта, вам необходимо понять идею оппонента даже лучше, чем он сам. Только в этом случае вы приобретете союзника.
Далее исследуйте идею «назад»: вместе определите, какие основания оппонент берет в качестве «самоочевидных» предпосылок к своей идее. И, если у вас иные предпосылки, то вы укажете собеседнику точку, из которой началось расхождение во взглядах.
Такой порядок диалога исключает претензии в непонимании и искажении. В таком подходе обе стороны становятся необходимы друг другу для развития идей.
Лидер – источник ключевых возможностей и… рисков для организации В российских частных компаниях источником ключевых возможностей, а значит, и рисков, является собственник.
Должен ли у компании быть механизм управления ключевыми рисками? Конечно.
Очевидно, что может и вправе создать его только сам собственник (владельцы, если их несколько). Этот механизм называется Governance. В русском языке нет точного аналога этого понятия, наиболее близко по смыслу определение, что это «система правил, установленная собственником, которой он сам подчиняется». Governance требует от собственника «базароответствености»: вначале задать правила, затем следовать им, а не наоборот – не формировать правила на основе своего спонтанного поведения по принципу «компания – это я».
Что может стать инструментом «обуздания» лидера как источника ключевого риска? Мой ответ – коллегиальные органы из членов топ-менеджерской команды. Топ-менеджерскую команду лидера не следует путать с топ-исполнительской «свитой монарха». Лозунг первых: «мы работаем не на дядю, а на идею, на которую работает дядя». Принцип работы вторых – «у меня есть свое мнение, но я с ним не согласен», они не обладают правом голоса. Как говорил один бизнесмен: «Коллеги, надо посоветоваться. Записывайте».
Коллегиальный орган, возглавляемый лидером, это орган, где он первый среди равных, где он может оказаться в меньшинстве, поскольку у него, как и у остальных, тоже всего один голос.
Примите мысль, что конфликты начинаются с нас самих, а не с соперника. Вступите в диалог с подчиненными, коллегами, руководителям, давайте им обратную связь. Она должна быть горизонтальной, регулярной, безопасной и квалифицированной. И очень скоро вы увидите положительный эффект этого метода – конфликты будут разрешаться конструктивно!
"Искусство управлять" № 1-2019