ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ НЕГО
За последние несколько месяцев без своих отцов-основателей остались компании Бориса Александрова, Игоря Сосина и Андрея Трубникова. Эти бизнесмены жили своим делом и меняли российский ретейл на протяжении нескольких десятилетий. Они совершили своего рода революции в производственном и розничном бизнесе, восхищали коллег и удивляли нестандартным подходом к обычным, казалось бы, вещам. Что теперь ждет их компании? И не только их!
Это подтверждает и дочь Бориса Александрова Екатерина, по словам которой все проекты строились под внимательным контролем ее отца. Как рассказывал Борис Александров в интервью MarketMedia, он не занимается молочным бизнесом ежедневно — есть менеджеры, которые следят за процессом. «Я занимаюсь именно контролем качества, потому что мое глубокое убеждение: качество товара на самом первом месте. Если товар качественный, все остальные вопросы можно решить», — говорит бизнесмен.
Андрей Трубников, ушедший из жизни в январе 2021 года, наоборот, показал пример успеха в экономсегменте, сделав ставку на производство недорогой, но качественной косметической продукции с экстрактами растений. Создатель «Рецептов бабушки Агафьи» и Natura Siberica в интервью «Собака.ru» признавался, что подчиненные называют его одиозным самодуром, а его распирает от идей — как маньяк он спит по 2 часа. Как писали «Ведомости», «когда видишь, как владелец огромного бизнеса дотошно подбирает цвет крышечек для новой серии шампуней, сразу понимаешь, что означают его слова: «Natura Siberica — это дело жизни». Андрей Трубников отмечал, что преемника у него нет — сын занимается производством компьютерных игр, старшая дочь живет в Японии, а младшая еще несовершеннолетняя, но отец вовлекал ее в дела компании. «Если меня не будет, года два я даю этому бренду, потом он закроется. Потому что никто не понимает, что это такое. Понаделают всякой дряни и дадут в ящике рекламу», — жаловался он в интервью проекту «Русские норм!». Любопытно, что и Борис Александров, и Андрей Трубников считали перспективным одно и то же направление, никак не связанное с их бизнесами. А именно производство пельменей.
Игорь Сосин умер в декабре 2020 года. За его плечами опыт сразу в нескольких сферах ретейла. Предприниматель основал сеть «Старик Хоттабыч», потом развивал совместное предприятие с немецкой DIY-сетью OBI, затем занимался зоомагазинами Cats & Dogs и даже предпринимал попытки выйти на рынок продуктовой розницы. Последними его проектами стали сеть магазинов одежды Modis и сеть магазинов канцелярии и товаров для дома Modi.
Представители компаний, которые возглавляли ушедшие из жизни бизнесмены, отказались от комментариев. MarketMedia вместе с экспертами разбирался в российской практике преемственности в бизнесе.
«Ведь во всех перечисленных случаях речь идет не о кратковременных инвестициях, а о предприятиях реального сектора, давно и успешно работающих в своих нишах. С очень высокой долей вероятности, их деятельность не претерпит весомых изменений и далее, — уверен аналитик. — Да, она может развиваться, дополняться чем-то новым, совершенствоваться. Но основной бизнес, приносящий весомую часть прибыли, перестраивать кардинально смысла нет. По крайней мере — сразу после смерти основателя». Как убежден Алексей Коренев, скорее всего, подавляющее большинство компаний, попавших в столь неприятную ситуацию, сохранят и направление своей деятельности, и основные принципы организации бизнес-процессов.
Менее оптимистично настроен независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. По его наблюдению, практика показывает, что в 9 из 10 подобных случаев бизнес трансформируется в негативную сторону.
Далее эксперт описывает такой сценарий: компания продается или банкротится. Редко случаются исключения. Особенно когда изначально бизнес строился волевым человеком и в хорошем смысле волюнтаристом, а например, Борис Юрьевич Александров был именно таким. «Он жил на своей волне и знал, чего он хочет, иногда даже шел против рынка, где-то проигрывал, но был довольно фартовым бизнесменом. Все попытки топ-менеджмента блудить он жестко пресекал. И так он создал то, что он создал, — серьезного игрока на рынке, со своими плюсами и минусами. Я, как это сейчас модно говорить, «вангую», что бизнес «Росагроэкспорта» не сможет дальше хорошо развиваться», — прогнозирует Александр Анфиногенов.
Он объясняет это тем, что бизнес был персонифицированным, очень многое зависело от личности самого Александрова, от тех, кому он доверял, и на наследников у него надежды, к сожалению, мало. «Видение у наследников свое, скорее отличное от отцовского. Выходом из ситуации будет наем наследниками грамотной команды топ-менеджеров с хорошим опытом. Даже двух команд, чтобы одна приглядывала за второй, — объясняет Александр Анфиногенов. — И очень важно будет решиться не экономить на этих специалистах, тогда бизнес отца-основателя будет иметь шанс на самостоятельное развитие».
По данным исследования Deloitte «Краткосрочные инициативы для достижения долгосрочных целей. Международное исследование семейного бизнеса — 2019», 79% российских респондентов отмечают заинтересованность со стороны следующего поколения в управлении семейным предприятием. При этом 40% уже занимают руководящие позиции в компании, еще 27% работают, но не занимают руководящие должности.
Вторая роль — это роль «менеджера», руководителя коллектива, лидера топ-менеджерской команды. Менеджер в общем случае не вкладывает в бизнес ни свой капитал, ни свое время. Он продает компании все 100% своего времени. Когда основатель одновременно является менеджером, его может тяготить необходимость все 100% своего времени посвящать зачастую неинтересной «текучке», и он часто хочет «отойти от текучки» к «стратегическому управлению». Но роль менеджера можно передать наемному профессионалу. Такая передача называется «управленческой преемственностью».
Третья роль — «предприниматель», заинтересованный не в продаже, а в инвестиции своего времени (не денег) на долгом периоде с целью последующей капитализации и монетизации этой инвестиции. Именно роль предпринимателя, а не менеджера и даже не капиталиста позволяет выводить бизнесы на высокие орбиты.
«В решении первой группы вопросов основателю компании могут помочь юристы по планированию наследства. Если они хорошо выполнят свою работу и обеспечат бесконфликтный транзит капитала наследникам, у компании будут легитимные владельцы, — рассказывает Виталий Королев. — В решении вопроса «управленческой преемственности» ему могут помочь юристы — корпоративщики и собственные управленцы. В таком случае у компании будет профессиональная сыгранная и хорошо мотивированная управленческая команда. Но если основатель-предприниматель и его компания не справятся с «предпринимательской преемственностью», то даже очень хорошо организованный бизнес со временем «сойдет с дистанции». И не очень понятно, какие специалисты могут помочь в решении этого вопроса».
Получается, основателю и его компании надо умудриться сделать некую «рокировку». Надо перейти от ситуации, при которой основатель является предпринимателем, а компания — его инструментом, к тому, чтобы компания стала предпринимателем, а основатель — ее инструментом, резюмирует Виталий Королев.
«Я бы выделил пять этапов этого процесса, который позволит перерезать пуповину и помочь бизнесу независимо функционировать без ежедневного вмешательства основателя. Во-первых, необходимо всю компанию посчитать. Бизнес — это не люди и помещения, это деньги и цифры. Все происходящее в бизнесе — это функции: маркетинг, продажи, производство, логистика, финансы, управление персоналом, — перечисляет Владимир Маринович. — Все это можно оцифровать и напротив каждой функции поставить цифровые показатели, как эту функцию измерять. Например, работу продавца в магазине мы будем измерять конверсией из зашедших в магазин людей в чеке, средним чеком и количеством товаров в чеке».
В-третьих, конкурентный продукт. «Команда должна актуализировать продукт без пинков владельца. Тут владелец должен быть морально готов к тому, что команда может начать делать нечто иное, чем хочется владельцу, — предупреждает Владимир Маринович. — Но если мы опять-таки посмотрим на цифры и увидим, что продукт продается и компания приносит деньги, значит, основателю нужно принять действия своей команды. Да, это испытание для владельца — выбрать между независимым от твоей личности прибыльным бизнесом и своими хотелками. Тут опять-таки важно все бизнес-процессы прописать, внедрить и автоматизировать и контролировать качество продукта на каждом этапе через цифры».
В-четвертых, команда: нанимать, обучать, мотивировать, стимулировать, правильно и регулярно ротировать. И в-пятых: ключевых сотрудников в компании, руководителей подразделений (пять-семь человек) привязать к своим целям и выстроить систему знаний, чтобы они делали правильные и актуальные вещи. «Да, у владельца может начаться некая психологическая ломка, когда он будет отходить от дел и превращать свой бизнес в менее персонифицированную структуру. И это нормально, ведь в первые годы собственник обычно совмещает сразу несколько функций: владелец, генеральный директор, руководитель какого-нибудь подразделения и даже иногда менеджер, который поможет ящик в машину донести, — разъясняет эксперт. — Но позже ситуацию уже необходимо менять, если бизнесмен действительно хочет трансформировать бизнес в более независимую структуру».
«Когда я брал под свое управление компанию «Техношок», она была в глубоком кризисе. Это был 1998 год, и «Техношоком» управлял Промстройбанк с помощью своей компании, специализирующейся на непрофильных активах, потом они пригласили меня в качестве антикризисного менеджера-консультанта, а в итоге я принял решение купить сеть, — вспоминает Виктор Гордейчук. — Никаких проблем с точки зрения влияния бывшего владельца я не видел. В этот период Олег в большей степени занимался другими своими проектами, а «Техношоком» управлял менеджмент».
Тем не менее, по мнению Виктора Гордейчука, компания, заточенная под сильного лидера, обязана столкнуться со сложностями после его ухода. Но если лидер создал сильную команду, которой правильно делегировал полномочия, то бизнес продолжит функционировать, не испытывая по крайней мере серьезных проблем. Но в любом случае без лидера бизнес не может развиваться. Поэтому собственник должен иметь в команде того, кто способен перехватывать инициативу в случае его отсутствия. «Будь то владелец или генеральный менеджер, который хорошо понимает бизнес и прогнозирует пути развития, человек, который направляет компанию, необходим для успешной работы бизнеса», — подчеркивает Виктор Гордейчук.
«Если говорить про «Счастливый взгляд», я выстроил компанию таким образом, что могу себе позволить покинуть работу и, как показал опыт пандемии, дистанционно решать только стратегические вопросы. При этом компания нормально функционировала. Все зависит от того, каким образом выстроено управление в компании», — резюмирует бизнесмен. По его мнению, степень влияния владельца и управляющего бизнесом также зависит и от того, на каком этапе развития находится компания. Так, на этапе бурного роста особенно важно участие владельца. Позднее, когда бизнес стабилен и устойчив, его роль уходит на второй план и компания может управляться в основном наемным руководителем, который просто поддерживает бизнес. По словам Виктора Гордейчука, он не знает примеров, когда наемные директора успешно развивали бизнес без активного участия владельца или владельцев. Особенно когда бизнес приходится разворачивать на 180 градусов — столь серьезное решение может принять только владелец.
Обсуждения
Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.
Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!