SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ?

01/10/2020
Ответ зависит от целей Собственника.

Если он хочет выйти не только из оперативного, но и из стратегического управления, чтобы остаться Капиталистом, то его Компании даже некоторое время без СД не обойтись.

Если Собственник хочет выйти из оперативного управления, передав его наёмному менеджеру, но остаться в стратегическом управлении, то можно некоторое время обойтись без СД. Функции СД некоторое время может выполнять сам Собственник.

За это время ему следует сформировать сильную Топ-менеджерскую Команду, привыкшую к коллегиальной совестной работе, не отвлекаясь на коммуникацию с членами Совета Директоров и не тратя на него дополнительные ресурсы. Для кого-то этот аргумент может показаться важным.

В этот период важно не совершить ошибок.

Первая ошибка – снижение контроля, что может привести к ущербу для бизнеса со стороны менеджмента. Другая ошибка – слишком большая опека менеджеров и вмешательство в оперативное управление со стороны Собственника.

Совет Директоров более эффективно, чем Правление, позволяет снизить риск совершения этих ошибок. Рано или поздно необходимость формирования Совета Директоров станет очевидной как Собственнику, так и Команде. Сильной Топ-команде и сильному Собственнику потребуется конструктивный и квалифицированный дисциплинирующий оппонент и наставник в лице сильных независимых членов Совета. Площадка Совета станет площадкой для диалога между Топ-менеджментом, Собственником и независимыми членами Совета, в первую очередь – по вопросам Бюджетно-Стратегического Цикла.

Сказанное относилось к компаниям, которыми владеет Собственник, а не Партнёры.

В Партнёрских Компаниях формирование Совета Директоров может оказаться необходимым на более ранних стадиях, в т.ч. в самом начале. Партнёрские компании могут сформировать Совет Директоров без внешних членов, включив в него лишь Партнёров и кого-то из Топ-менеджеров. Отсутствие в Совете внешних членов снизит психологический и финансовый барьеры против его формирования. Тем самым, Совет Директоров станет более удобной площадкой диалога между Партнёрами, чем Собрание владельцев.

В ситуациях, когда два равноправных Партнёра владеют Компанией, формирование Совета директоров имеет смысл даже до формирования Топ-менеджерской Команды. Причем в такой Совет имеет смысл пригласить и независимого директора, чтобы снизить вероятность дедлока при наличии «небольших расхождений по миссии» между Партнёрами. А вот наёмного Топ-менеджера в такой Совет, может быть, и не следует приглашать, чтобы не ставить его перед необходимостью выбора между Партнёрами в такой ситуации.

Возможные варианты «начала» работы по постановке/развитию системы КУ в компании в зависимости от стадии её развития и «хотений» Собственника представлены в таблице 1.

Таблица 1. Следующий шаг внедрения КУ в зависимости от стадии развития Компании
Стадия развития
С чего начать?
Пояснение
1. Компания недавно учреждена. Нет ни персонала, ни Топ-Команды.
В Матрице или Уставе разграничить компетенцию ВОУ, включив в неё вопросы БСЦ, ВНД (Корп. Политики), определение стоимости Компании.
Это декларация Собственника, его обязательства перед Вселенной.
2. Есть штат, но ещё нет Топ-Команды.
Должны появиться Документы: Бюджет, Политика по управлению персоналом, какой-то аналог Стратегии, обсуждённый в ходе стратегической сессии с участием менеджмента.
Переходим от работы «по понятиям» к работе посредством Документов, подписанных «правильными авторучками».
3. Есть «свита топ-исполнителей». «Хочу ещё сам порулить».
Формируем «Квазиправление» – Управляющий Комитет. Он рекомендует ВОУ (Собственнику) проекты решений из его компетенции.

Рисуем Матрицу с Правлением, но ещё без Совета.

Готовим Концепцию постановки КУ.

Собственник учится разделять роли и надлежащим образом выполнять каждую из них. Формирует Топ- Команду из Топ-свиты через практику коллегиального управления.
4. Есть Топ-Команда, готовая войти в Правление и практика коллегиальных органов.
Рисуем Матрицу с СД и Правлением, но СД пока не формируем.

Превращаем УК в Правление.

Пишем Политику Корпоративного управления.

Развиваем Правление как реальный орган. Готовимся к управленческой преемственности.
5. Не терпится перейти от «текучки» к стратегии.
Упражняемся 1-3 года. Формируем Совет Директоров под компетенцию, уже прописанную в Уставе.
Практикуем Совет как реальный орган. Готовимся к владельческой преемственности.
Табличка относится к компании с Собственником. Для Партнёрских компаний необходимость в Совете Директоров может возникнуть ранее, уже с 3-ей стадии.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, можно также дать в табличном виде.

Таблица 2. Вероятная потребность в формировании Совета Директоров в зависимости от структуры владения и намерений владельцев
Структура владения \Намерения
Готовность участвовать в текущем управлении
Намерение участвовать только в стратегическом управлении
Собственник
Низкая. Можно начинать без СД, с формирования ТМК.
Высокая. СД как новое «место работы» Собственника.
Партнёрский бизнес
Высокая. СД для переформатирования коммуникации между управляющими и внешними Партнёрами.
Высокая. СД как полноценный стратегический орган.

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263