SUCCESSION
Виталий Королёв
Президент Северо-Западного центра корпоративного управления, основатель проекта succession.ru

ПРАВИЛА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧЛЕНА КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ОРГАНА

Проблема члена коллегиального органа (СД и Правления) при голосовании за решение в том, что ему надо умудриться совместить два разных требования:

  1. Как правило, решения требуется принять достаточно срочно. Даже если это стратегическое решение или утверждение какого-то Внутреннего нормативного документа (ВНД). Не говоря уже об одобрении сделок, которые долго готовились и уже нарушены все дедлайны.
  2. Принятие решения в условиях дефицита времени чревато допущением ошибок, которые могут привести к убыткам или упущенной прибыли. Увеличивается риск ответственности.

За годы работы в разных СД я выработал несколько правил, которые никому не навязываю, но готов поделиться.

 

  1. Вначале проверяю «титульный лист», т.е. относится ли предлагаемый проект решения к компетенции коллегиального органа, в котором я состою. На какой вопрос из области компетенции этого органа это решение отвечает?

Если соответствует, идем дальше. Если нет — отправляю на доработку без рассмотрения.

  1. Мое самоопределение по отношению к проекту решения. 

2.1. Основная установка — не ответить на вопрос «Чем этот документ отличается от Идеала?» и довести до Идеала, а ответить на вопрос «Какие риски возникают в случае его принятия или непринятия сейчас?».

2.2. Основное стремление: найти не «единственно правильное решение», а «достаточно работоспособное на данный момент с приемлемым уровнем риска».

2.3. Основное предположение, с которым работаю: «Не бывает идеальных решений. Любое решение (документ) содержат какие-то ошибки и неточности, которые на момент принятия не видны, но которые выявятся в процессе работы. Главное, чтобы вовремя извлечь уроки и внести коррективы, не вляпавшись в серьезные убытки».

  1. Дальше идет процесс понимания проекта решения и контекста его появления. 

Основной вопрос, который стараюсь выяснить: можно ли принять предлагаемый проект/документ за основу для дальнейшей доработки, даже если сейчас не утверждать? Либо все же утвердить в предложенном виде и дорабатывать уже в процессе применения?

Чтобы ответить на эти вопросы, разбираюсь последовательно с несколькими аспектами:

3.1. Почему возникла управленческая необходимость в этом решении? В чем решаемая проблема и почему следует решать ее именно теперь?

3.2. Кто «заказчик» этого решения? Кто способен сформулировать ТЗ на него и определить, удовлетворяет ли предложенное решение требованиям этого ТЗ? Кто потенциальный пользователь (стейкхолдер), т.е. ЦА?

3.3. Кто автор проекта? Достаточна ли его компетентность? Если готовила РГ, то включала ли она всех тех стейкхолдеров, без которых решение не будет внедрено? Были ли противоречия в РГ в процессе работы? Если не было, то почему? Если были, то как разрешились?

3.4. Какие подходы рассматривались Автором? Из чего он выбирал? Если альтернатив не было, это не решение, а просто алгоритм, поскольку не из чего выбирать.

3.5. Какую информацию изучал Автор? Как был организован процесс работы? Если процесс организован криво, результат, скорей всего, будет кривым.

3.6. Структура документа (решения). Про что он? Достаточно ли он полон в смысле набора вопросов, на которые отвечает документ? Не упущена ли какая-то существенная область регулирования или какая-то существенная норма, без которой он не сможет работать? Можно ли утвердить документ с недостаточно полной структурой, имея в планах дополнить его в процессе работы?

3.7. Глоссарий документа (решения). Какие новые термины он использует? Несет ли что-то новое?

3.8. Даже если этот документ/решение будет идеальным, как часто нам придется его обновлять в связи с изменениями ситуации? Насколько универсален документ и устойчив к несущественным вариациям окружающей среды?

3.9. Собственно текст документа. Понятен ли он не ЦА? Отвечает ли на вопросы ТЗ?

3.10. Не залезает ли текст документа / решения в компетенцию других органов?

3.11. Если залезает, то какие документы должны быть приняты другими органами, в развитие этого документа/решения? Описаны ли они в самом документе как поручение/рекомендация другим органам?

3.12. С учетом всего перечисленного: можно ли принять предлагаемый документ за основу и направить на доработку, либо все же утвердить в предложенном виде и дорабатывать уже в процессе применения?

  1. Чего я стараюсь НЕ делать в процессе работы с документами/проектами?

4.1. Не ловить «блох» в документе, если их вред не очевиден, чтобы не затягивать процесс.

4.2. Не «упрощать» документ, даже если что-то кажется мне слишком детальным. Опять же, чтобы не затягивать. Убираю лишь то, что должно относиться к компетенции других органов. Но это не с целью упрощения, а с целью невмешательства.

4.3. Не дублировать работу Авторов.

  1. Процесс голосования.

При голосовании я помню одно ключевое правило: Компания платит членам коллегиальных органов управления не за то, что они на заседаниях «повышают свою компетенцию» и «разбираются» во множестве разных интересных вопросах, а за принятые управленческие решения. Требование «разбираться» — гигиеническое, т.е. необходимое, но не достаточное.

Соответственно, перед голосованием, я последовательно отвечаю себе на ряд вопросов:

5.1. Достаточно ли я понял проект решения (разобрался с ним), чтобы не воздержаться от голосования под предлогом недостатка информации? Если не хватает информации для понимания, и ее неоткуда взять, то воздерживаюсь от голосования. (принцип разумности, за нарушение которого могут прилететь юрид. санкции). Но это автоматически означает, что либо я недоработал с подготовкой, либо организаторы прокололись и вынесли на голосование не готовый вопрос.

5.2. Есть ли у меня конфликт интересов в связи с решением? Если есть, заявляю его и воздерживаюсь от голосования. (принцип добросовестности, за нарушение которого прилетают самые строгие юридические санкции).

5.3. Если оснований для воздержания от голосования нет, то проверяю есть ли у меня принципиальные аргументы ПРОТИВ проекта решения либо против его принятия в данный момент?

5.4. Если принципиальных аргументов нет, то голосую за, даже если решение не кажется мне идеальным.

Если при подготовке к принятию решения я последовательно ответил на эти вопросы, то мне есть чем отвечать в случае претензий ко мне как к члену коллегиального органа.

 

Обсуждения

Приглашаем вас совместно обсудить вопросы преемственности и корпоративного управления на нашей онлайн-площадке для совместной интеллектуальной деятельности. Там вы сможете задать вопросы экспертам и участникам сообщества, обсудить идеи и публикации.

Регистрируйтесь и вступайте в наше сообщество!

Afghanistan (افغانستان)
+93
Albania (Shqipëri)
+355
Algeria (الجزائر)
+213
Andorra
+376
Angola
+244
Armenia (Հայաստան)
+374
Antigua and Barbuda
+1 (268)
Argentina
+54
Australia
+61
Austria (Österreich)
+43
Azerbaijan (Azərbaycan)
+994
Bahamas
+1 (242)
Bahrain (البحرين)
+973
Bangladesh (বাংলাদেশ)
+880
Barbados
+1 (246)
Belarus (Беларусь)
+375
Belgium (België)
+32
Belize
+501
Benin (Bénin)
+229
Bhutan (འབྲུག)
+975
Bolivia
+591
Bosnia and Herzegovina
+387
Botswana
+267
Brazil (Brasil)
+55
Brunei
+673
Bulgaria (България)
+359
Burkina Faso
+226
Burundi (Uburundi)
+257
Cambodia (កម្ពុជា)
+855
Cameroon (Cameroun)
+237
Canada
+1
Cape Verde (Kabu Verdi)
+238
Caribbean Netherlands
+599
Cayman Islands
+1
Central African Republic (République centrafricaine)
+236
Chad (Tchad)
+235
Chile
+56
China (中国)
+86
Colombia
+57
Comoros (جزر القمر)
+269
Congo (DRC) (Jamhuri ya Kidemokrasia ya Kongo)
+243
Congo (Republic) (Congo-Brazzaville)
+242
Cook Islands
+682
Costa Rica
+506
Cote d’Ivoire
+225
Croatia (Hrvatska)
+385
Cuba
+53
Cyprus (Κύπρος)
+357
Czech Republic (Česká republika)
+420
Denmark (Danmark)
+45
Djibouti
+253
Dominica
+1 (767)
Dominican Republic (República Dominicana)
+1
Ecuador
+593
Egypt (مصر)
+20
El Salvador
+503
Equatorial Guinea (Guinea Ecuatorial)
+240
Eritrea
+291
Estonia (Eesti)
+372
Ethiopia
+251
Fiji
+679
Finland (Suomi)
+358
France
+33
Gabon
+241
Gambia
+220
Georgia (საქართველო)
+995
Germany (Deutschland)
+49
Ghana (Gaana)
+233
Greece (Ελλάδα)
+30
Grenada
+1 (473)
Guatemala
+502
Guinea (Guinée)
+224
Guinea-Bissau (Guiné Bissau)
+245
Guyana
+592
Haiti
+509
Honduras
+504
Hong Kong (香港)
+852
Hungary (Magyarország)
+36
Iceland (Ísland)
+354
India (भारत)
+91
Indonesia
+62
Iran (ایران)
+98
Iraq (العراق)
+964
Ireland
+353
Israel (ישראל)
+972
Italy (Italia)
+39
Jamaica
+1
Japan (日本)
+81
Jordan (الأردن)
+962
Kazakhstan (Казахстан)
+7
Kenya
+254
Kiribati
+686
Kosovo (Republic)
+383
Kuwait (الكويت)
+965
Kyrgyzstan (Кыргызстан)
+996
Laos (ລາວ)
+856
Latvia (Latvija)
+371
Lebanon (لبنان)
+961
Lesotho
+266
Liberia
+231
Libya (ليبيا)
+218
Liechtenstein
+423
Lithuania (Lietuva)
+370
Luxembourg
+352
Macao
+853
Macedonia (FYROM) (Македонија)
+389
Madagascar (Madagasikara)
+261
Malawi
+265
Malaysia
+60
Maldives
+960
Mali
+223
Malta
+356
Marshall Islands
+692
Mauritania (موريتانيا)
+222
Mauritius (Moris)
+230
Mexico (México)
+52
Mexico (México)
+521
Micronesia
+691
Moldova (Republica Moldova)
+373
Monaco
+377
Mongolia (Монгол)
+976
Montenegro (Crna Gora)
+382
Morocco (المغرب)
+212
Mozambique (Moçambique)
+258
Myanmar (Burma) (မြန်မာ)
+95
Namibia (Namibië)
+264
Nauru
+674
Nepal (नेपाल)
+977
Netherlands (Nederland)
+31
New Caledonia
+687
New Zealand
+64
Nicaragua
+505
Niger (Nijar)
+227
Nigeria
+234
Niue
+683
North Korea (조선 민주주의 인민 공화국)
+850
Norway (Norge)
+47
Oman (عُمان)
+968
Panama
+507
Pakistan (پاکستان)
+92
Palau
+680
Palestinian Territory
+970
Papua New Guinea
+675
Paraguay
+595
Peru (Perú)
+51
Philippines
+63
Poland (Polska)
+48
Portugal
+351
Qatar (قطر)
+974
Romania (România)
+40
Russian Federation (Российская Федерация)
+7
Rwanda
+250
Saint Kitts and Nevis
+1 (869)
Saint Lucia
+1 (758)
Saint Vincent and the Grenadines
+1 (784)
Samoa
+685
San Marino
+378
Sao Tome and Principe (São Tomé e Príncipe)
+239
Saudi Arabia (المملكة العربية السعودية)
+966
Senegal (Sénégal)
+221
Serbia (Србија)
+381
Seychelles
+248
Sierra Leone
+232
Singapore
+65
Slovakia (Slovensko)
+421
Slovenia (Slovenija)
+386
Solomon Islands
+677
Somalia (Soomaaliya)
+252
South Africa
+27
South Korea (대한민국)
+82
South Sudan (جنوب السودان)
+211
Spain (España)
+34
Sri Lanka (ශ්‍රී ලංකාව)
+94
Sudan (السودان)
+249
Suriname
+597
Swaziland
+268
Sweden (Sverige)
+46
Switzerland (Schweiz)
+41
Syria (سوريا)
+963
Taiwan (台灣)
+886
Tajikistan
+992
Tanzania
+255
Thailand (ไทย)
+66
Togo
+228
Tonga
+676
Trinidad and Tobago
+1 (868)
Tunisia (تونس)
+216
Turkey (Türkiye)
+90
Turkmenistan
+993
Tuvalu
+688
Uganda
+256
Ukraine (Україна)
+380
United Arab Emirates (الإمارات العربية المتحدة)
+971
United Kingdom
+44
USA
+1
Uruguay
+598
Uzbekistan (Oʻzbekiston)
+998
Vanuatu
+678
Vatican City (Città del Vaticano)
+39
Venezuela
+58
Vietnam (Việt Nam)
+84
Yemen (اليمن)
+967
Zambia
+260
Zimbabwe
+263